Как минимум, раз в несколько лет каждый из нас пользуется услугами РЖД. И, конечно же, все мы ожидаем комфортную поездку, любезных проводников, чистый вагон.
Опыт показывает, что в половине случаев путешествий на поезде что-то не так: персонал грубит, вашу полку заняли, а проводник закрывает глаза и многое другое.
Есть ли законные способы "надавить" на РЖД и восстановить справедливость? Рассказываем в этой статье.
Оглавление
- В каких случаях можно жаловаться на РЖД?
- Пожаловаться напрямую в РЖД
- Куда жаловаться, если обращение в РЖД не помогло?
- Как составить жалобу или претензию в адрес РЖД?
- Что можно взыскать с РЖД?
- Практика взыскания средств с РЖД
В каких случаях можно жаловаться на РЖД?
Можно выделить два документа, за нарушения которых можно обращаться с жалобой: Устав железнодорожного транспорта РФ и Федеральный закон № 17-ФЗ.
Самыми распространенными основаниями для подачи жалоб являются:
- Утрата (недостача, повреждение) груза или багажа;
- Просрочка доставки, выдачи груза или багажа;
- Задержка отправления или прибытия пассажирского состава;
- Несоблюдение правил экологической, пожарной, промышленной безопасности на транспорте;
- Полное или частичное игнорирование санитарно-эпидемиологических норм;
- Причинение вреда жизни и здоровью пассажира;
- Неприемлемое поведение сотрудников поезда, требование ими дополнительной оплаты услуг, уже включенных в стоимость билета.
Порча багажа не считается виной перевозчика в случаях, если:
- Груз или багаж в пути сопровождался его владельцем/уполномоченным им лицом;
- На упаковке посылки не следов от вскрытия или повреждения;
- Уровень влажности содержимого груза превышает норму;
- В вагоне, перевозившем груз, не могли быть организованы надлежащие условия хранения (в частности, касается скоропортящихся продуктов питания или других предметов с особыми естественными свойствами);
- Тара или упаковка объекта перевозки не соответствовала его свойствам.
Пожаловаться напрямую в РЖД
Сделать это можно быстро прямо на сайте компании. Форма обращения выглядит так:
Обращение к генеральному директору РЖД
Вы также можете обратиться к генеральному директору – председателю правления ОАО «РЖД» Белозёрову Олегу Валентиновичу. Заявление можно заполнить по ссылке.
Личный прием граждан руководством компании
Обращение с изложением сути предложения, заявления или жалобы можно направлять в письменной форме по адресу: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2/1, с. 1, либо оставлять в ящике для корреспонденции «Обращения граждан», расположенном по вышеуказанному адресу в подъезде №2.
График личного приема граждан:
Личный прием граждан в Федеральной пассажирской компании
Запись на личный прием:
- по почте: 107078, Москва, ул. Маши Порываевой, д. 34;
- по факсу: +7 (499) 262-33-49.
При этом необходимо указать: фамилию, имя, отчество и контактный телефон, а также изложить суть сообщения. Письма без данной информации обрабатываться не будут.
Личный прием граждан в Дирекции скоростного сообщения
Запись на прием по почте :105066, Москва, ул. Нижняя Красносельская, д. 40/12, стр. 11.
Вы также можете отправить свой отзыв о скоростных поездах на электронный адрес (doss@center.rzd.ru) начальника Дирекции скоростного сообщения Петрова Антона Юрьевича.
Личный прием граждан руководством Дирекции железнодорожных вокзалов
Дирекция железнодорожных вокзалов (ДЖВ) осуществляет прием пассажиров и сотрудников ДЖВ по вопросам организации обслуживания пассажиров на вокзалах. Записаться на прием вы можете, отправив факсимильное сообщение на номер: +7 (499) 260-64-26
Куда жаловаться, если обращение в РЖД не помогло?
Госжелдорнадзор
Госжелдорнадзор контролирует правила перевозок пассажиров, оценивает степень их безопасности, регистрирует происшествия.
Самый простой вариант обращения – через официальный сайт. В разделе «Электронная форма для приема обращений» можно составить жалобу, которая будет передана на рассмотрение специалисту.
Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту
Обратиться в него можно при нарушении санитарно-гигиенических норм, сроков и качества оказания услуг.
Способы подачи жалобы:
- По телефону горячей линии +7 (499) 623-36-04;
- В территориальное отделение органа;
- В центральное отделение по адресу: 115054, г. Москва, ул. Дубининская, д.17;
- Заказным письмом по адресу территориального или центрального отделения;
- Через электронную форму на сайте Роспотребнадзора;
- Через портал Госуслуги.
Транспортная прокуратура
Способы подачи жалобы:
- Через официальный сайт, выбрав соответствующий регион;
- Лично в отделении;
- Отправить по почте России заказным письмом.
Суд
Способы подачи иска:
- Отнести лично в канцелярию суда;
- Отправить по почте России ценным письмом с описью вложений;
- Через систему ГАС «Правосудие».
Как составить жалобу или претензию в адрес РЖД?
Такие документы составляются в свободной форме с обязательным указанием данных, о которых поговорим ниже, и нормативной базы, на которую вы ссылаетесь.
В документе вы должны указать:
- Данные заявителя (ФИО, адрес проживания, контактный номер);
- Данные адресата (наименование органа, ФИО руководителя, которые будут рассматривать обращение);
- Суть претензии/жалобы;
- Требования;
- Доказательства (чеки, квитанции, фото, видео и аудиозаписи);
- Дату;
- Подпись.
Что можно взыскать с РЖД?
- Перевозчик должен компенсировать убытки, которые возникли при несвоевременной отправке транспорта в случае нарушения графика отправки и прибытия поездов;
- Возмещение стоимости утраченного багажа перевозчиком в случае порчи/утраты багажа;
- Моральный ущерб и компенсацию за лечение в случае, если был причинен вред здоровью по вине перевозчика.
Это далеко не исчерпывающий перечень, ведь каждый случай индивидуален. Вы можете обратиться за консультацией к юристу юридического сервиса DestraLegal: нужно заполнить форму, кратко описать ситуацию, а юрист изучит ее и предложит варианты решения.
Практика взыскания средств с РЖД
Смерть пассажира
В апреле 2010 года в результате грубого нарушения правил безопасности при нахождении на железнодорожных путях, хождения по путям в неустановленном месте железнодорожным составом была смертельно травмирована женщина, у которой остались 3-х летний сын и 17 летняя дочь.
В связи со смертью матери детям причинен моральный вред, нравственные страдания, переживания, связанные с потерей самого близкого человека.
В связи с этим, Бурятской транспортной прокуратурой в интересах несовершеннолетних были направлены заявления в суд о взыскании с ОАО «РЖД» денежных средств в счет возмещения морального вреда, возмещения вреда в связи со смертью кормильца.
Судом заявления прокурора удовлетворены: с ОАО «РЖД» в пользу детей взысканы денежные средства в счет возмещения причиненного морального вреда, мальчику до совершеннолетия ежемесячно будет перечисляться фиксированная денежная сумма.
Родственники сбитых на железной дороге людей имеют право на компенсацию морального вреда
Судебная коллегия Верховного суда рассмотрела кассационное представление заместителя Генерального прокурора по делу гражданина, действующего в интересах себя, своей племянницы и родственников. Мужчина обратился с иском к РЖД и «Ингосстраху» о возмещении ущерба и компенсации морального вреда в связи с происшествием на железной дороге. Его племянницу сбил маневровый тепловоз.
Судебная коллегия Верховного суда согласилась с кассационным представлением заместителя Генерального прокурора. Согласно его доводам, истцы имеют самостоятельное право, отличное от права потерпевшей, на возмещение морального вреда, причиненного им в результате несчастного случая с членом их семьи. Истцам были причинены нравственные и физические страдания, выразившиеся в невосполнимой утрате здоровья близкого человека, кардинальном изменении образа их жизни в связи с трагической ситуацией, невозможностью продолжать общественную жизнь, необходимостью нести постоянную ответственность за дальнейшее состояние здоровья ребенка.
Компенсация морального вреда провожающему
Суды Мурманской области взыскали с дочерней компании ОАО «РЖД» 300 тыс. рублей компенсации морального вреда в пользу провожающего, выпрыгнувшего на ходу из поезда дальнего следования.
Инцидент произошел 30 мая 2020 года: состав набирал ход, когда проводник встретил в тамбуре женщину, которая пояснила, что не является пассажиркой и ей необходимо срочно выйти из вагона. Сотрудник, вопреки должностной инструкции, не стал дергать стоп-кран и открыл боковую дверь тамбура. Провожающая спрыгнула на перрон с верхней откидной площадки. В результате падения она получила перелом ноги. Медики квалифицировали травмы как тяжкий вред здоровью.
Из указанных примеров видно, что основания для обращения с иском в суд разнообразы, поэтому если РЖД ответил отказом на вашу жалобу/претензию, то это не значит, что у вас нет права, например, на компенсацию морального вреда.
Если у вас возникли трудности при подготовке документов или определения основания для получения компенсации, вы можете обратиться за консультацией к юристу юридического сервиса DestraLegal: нужно заполнить форму, кратко описать ситуацию, а юрист изучит ее и предложит варианты решения. А главное — все это можно сделать не выходя из дома.
Отстаивайте свои права с DestraLegal. Это просто 💙