Почти каждому путешественнику приходилось сталкиваться с задержкой или отменой рейса. Что можно требовать от авиакомпании в такой ситуации? Можно ли полететь на другом рейсе по тому же направлению? Нужно ли доплачивать? Можно ли никуда не лететь, а просто вернуть деньги за билет? Сейчас разберемся.
%%type:widget, id:ticket_return, name:quiz%%
Оглавление
- Возврат денег при отказе от перелета
- Что делать, если отменили рейс
- Как вернуть деньги при отмене рейса
Возврат денег при отказе от перелета
В соответствии со статьей 103 Воздушного кодекса РФ о возможности и условиях возврата стоимости авиабилета перевозчик обязан информировать пассажира ещё до заключения договора воздушной перевозки.
Обратите внимание: в некоторых случаях перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор. Денежная сумма, которую пассажир сможет получить обратно, будет зависеть от причины расторжения договора. Например, если пассажир нарушил правила поведения на борту, создавал неудобства для других пассажиров или своими действиями создавал угрозу безопасности полета, то стоимость авиабилета ему не вернут (пункт 6 статьи 107 Воздушного кодекса РФ).
Если вы добровольно отказываетесь от перелета, действуют следующие правила возврата:
-
договор предусматривал условие о возврате стоимости билета + вы уведомили перевозчика об отказе не позднее чем за 24 часа до окончания регистрации - вам возвращают всё стоимость авиабилета (за исключением фактических расходов перевозчика, связанных с исполнением обязательств по договору);
-
договор предусматривал условие о возврате стоимости билета, но вы уведомили перевозчика об отказе менее чем за 24 часа - вам вернуть стоимость авиабилета с взысканием неустойки в размере 25% и фактически понесенных перевозчиком расходов;
-
уведомили перевозчика об отказе от перелета после окончания регистрации - стоимость билета не возвращается.
Помимо добровольного отказа от перелета в законе урегулирован и порядок возврата стоимости билета при вынужденном отказе от перелета. Задержка, отмена рейса или выполнение рейса не по расписанию - всё это может стать причиной вынужденного отказа пассажира от перелета.
Судебная практика: перечень случаев, дающих право на отказ от перелета с возвратом уплаченной провозной цены является открытым (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 14.07.2020 № 49-КГ20-7-К6)
Что делать, если отменили рейс
%%type:instruction, id:ticket_return%%
При вынужденном отказе пассажира от перевозки, ему должна быть возвращена стоимость авиабилета (Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимание сборов в области гражданской авиации).
Обратите внимание: про ваучеры на билеты, купленные во время первой волны пандемии. При отмене рейса из-за возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций или введения режима повышенной готовности (т.е. из-за COVID-19) пассажир имеет право в течение 3-х лет с даты отправления рейса зачесть оплату по нему в счет оплаты билета по другому рейсу. По истечении 3-х лет можно вернуть денежную стоимость билета (с процентами). Исключение из правила: чартерные рейсы и договоры воздушной перевозки, заключенные после 1 мая 2020 года.
Как вернуть деньги при отмене рейса
%%type:widget, id:ticket_return, name:quiz%%
О том, как вернуть деньги за авиабилет вы можете прочитать в пошаговой инструкции “Вернуть деньги за авиабилет”, которую подготовили наши юристы.
Прежде всего, вам нужно направить претензию в авиакомпанию. Не забудь включить в нее:
- данные авиакомпании (название, адрес);
- ваши данные (ФИО, паспортные данные, адрес, контактный телефон или адрес электронной почты);
- информацию о приобретенном билете (номер рейса, маршрут, дата и время вылета, пункт и время отправления);
- информацию об оплате услуг по договору воздушной перевозки (укажите стоимость, а к претензии приложите копию чека, выписку из мобильного банка, если приобретали билет онлайн).
- указание, что свои обязательства перед авиакомпанией вы выполнили (билет оплатили, вовремя прибыли на регистрацию, посадку и т.д.);
- информацию об отмене рейса (причина, если известна; доказательства отмены рейса);
- информация о том, что от авиаперелета вы отказались, а представитель авиакомпании поставил отметку о “вынужденном отказе пассажира от перевозки” на билете;
- ссылку на абз. 2 пункта 227 Федеральных авиационных правил “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров”, в котором говорится, что вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае отмены или задержки рейса, указанного в билете;
- ваше требование - в установленный законом срок возвратить денежные средства, уплаченные за авиабилет в размере (укажите сумму) в связи с отменой рейса авиакомпанией;
- порядок возврата денежных средств (реквизиты банковского счета, на который должен быть осуществлен перевод).
К претензии приложите документы, подтверждающие оплату билеты, копию авиабилета с отметкой о вынужденном отказе пассажира от перелета, доказательства отмены рейса авиакомпанией.
Желаем удачи и хороших полетов!
%%type:compensation, id:ticket_return%%