Заявление на возврат товара

Заявление на возврат товара - документ, который должен быть подан в магазин. Оно содержит в себе ряд обязательных элементов, о которых мы расскажем в этом материале

%%type:instruction, id:purchase-returns%%

Вы решили вернуть покупку в магазин, но сразу возник вопрос: что для этого нужно сделать, какие условия соблюсти? Написать заявление или претензию? Но как? Что указать, а что, наоборот, указывать не нужно? Достаточно ли ссылаться только на закон о защите прав потребителей? Есть ли какие-то хитрости для того, чтобы решение продавца было в вашу пользу и вам вернули деньги за товар? Мы собрали в статье всю важную информацию и даже привели пример заявления на возврат. Однако перед его оформлением мы советуем ознакомиться с нашей инструкцией “Вернуть товар”, в ней вы сможете найти информацию конкретно по вашей ситуации и образцы других документов.


zayavlienie-na-vozvrat-tovara-2

Оглавление:


Сроки возврата товара

Прежде, чем писать претензию на возврат товара, стоит удостовериться, что вы не пропустили срок возврата. Иначе денег вы не получите. То, в течение какого времени товар можно вернуть, зависит от вида товара/ его качества/способа покупки:

  • В случае возврата товара надлежащего качества, приобретенного в торговом зале, у вас есть 14 дней, не считая дня покупки. Это тот самый случай, когда покупатель обычно говорит, что “товар не понравился” или “что-то не то”. Однако согласно закону о защите прав потребителей нужно указать, что товар не подошел по размеру, цвету, фасону и т.п. И, кстати, продавец не обязан сразу соглашаться принять вещь обратно по вашему желанию. По закону изначально вы вправе претендовать только на обмен товара на аналогичный, который вас устроит по своим характеристикам;
  • Если хотите вернуть качественный товар, купленный дистанционно (чаще всего по интернету, но можно и по каталогу, заказать по телефону в “магазине на диване”, по образцу и т.п.), то у вас есть 7 дней (а не 14 дней!) после получения товара. День доставки снова не в счет. Если продавец не уведомил вас в письменном виде о сроке и условиях возврата, то у вас есть целых 3 месяца. Вернуть можно любые товары, приобретенные онлайн, кроме изготовленных на заказ;
  • Технически сложный товар можно вернуть только при наличии недостатков. Причем в первые 15 дней после покупки неважно, насколько они серьезные. По истечении данного срока - только в 3 случаях (наличие существенного недостатка, препятствующего использованию товара по назначению; ремонт длится более 45 дней единоразово; недостатки проявляются постоянно и в связи с этим товаром нельзя пользоваться более 30 дней в течение каждого года гарантии). Обратите внимание, что здесь действует правило не 14, а 15 дней и технику без недостатков возможно вернуть только в случае, если вы купили ее по интернету или иным “заочным” способом. Хотя судебная практика по возврату технически сложных товаров не всегда отличается единообразием. Читайте нашу статью “Возврат технически сложного товара”.
  • Любой товар ненадлежащего качества (даже из Перечня невозвратных товаров!) можно вернуть в течение гарантийного срока или срока годности. Если он не установлен, то у вас есть 2 года с момента получения товара.

Требования к товару для его возврата

Во-первых, товар надлежащего качества должен быть по-прежнему качественным, как ни странно это звучит. После оформления возврата продавец должен иметь возможность продать его следующему клиенту и получить деньги. Это означает, что товар должен быть и правда новым: сохранить товарный вид и потребительские свойства, фабричные ярлыки и бирки. Крайне нежелательно стирать и гладить вещи. Потом сложно будет доказать, что вы их действительно не носили. А для техники нельзя устанавливать ПО и настраивать ее под себя. Обратите внимание, что магазинные бирки, штрихкоды и т.п. вы вообще сохранять не обязаны. Торговые точки часто не хотят “связываться” с возвратом, объясняя это тем, что срезана бирка. Но нужно четко разделять бирки изготовителя, который вшиты в шов, как правило, и ярлыки, которые “навесили” именно в торговой точке. Если срезали последние, ничего страшного. В случае, если продавец другого мнения, попросите указать пункт закона, где это написано. После такой просьбы все вопросы обычно снимаются;

Во-вторых, товар должен в принципе подлежать возврату в случае, если нет претензий к его качеству. Для того, чтобы удостовериться в этом, следует обратиться к Правилам продажи товаров, вступившим в силу 01 января 2021 года (ранее это было Постановление № 55). Однако тут важны нюансы. Нашли для вас пример интересного судебного дела.

Дело невесты.

Девушка собралась замуж и приобрела свадебное платье и фату. Позже она обратилась к продавцу с требованием о замене товаров на аналогичные, подходящие по фасону (фата) и размеру (платье). А в случае отсутствия товаров, просила вернуть их стоимость. Однако продавец отказал в удовлетворении требований покупателя на основании того, что в фату вшит гребень, который является предметом личной гигиены на основании п.2 Постановления № 55 (оно действовало на момент рассмотрения дела), а платье сшито из кружева, которое также не подлежит возврату как нетканый материал. Суд же пришел к другим выводам. Так, по мнению суда, гребень является неотъемлемой частью фаты (свадебного аксессуара) и в данном случае предметом личной гигиены не является. А кружево на платье является всего лишь элементом декора, соответственно, п.4. Постановления неприменим, т.к. относится только к тканям, отпускаемым на метраж.

В-третьих, для возврата товара ненадлежащего качества нет требований к сохранности товарного вида. Ведь часто недостатки выявляются только в процессе использования. Но тут следует проявить разумность: сложно будет вернуть товар, который в руках рассыпается на атомы или находится в таком состоянии, что невозможно будет определить момент и причину возникновения недостатков.

В-четвертых, чек (товарный или кассовый) хранить необязательно (п.5.ст. 18 ЗоЗПП). Вам не могут отказать в возврате по причине того, что вы его потеряли. В качестве альтернативы можно предоставить выписку из банка (подойдет и фотография) или прийти со свидетелями. Упаковка тоже не нужна, т.е. вы не обязаны хранить ее годами с мыслью “ а вдруг пригодится”. Есть, пожалуй, только одно исключение: упаковка неотделима от самого товара (например, духи неотделимы от флакона, в котором они содержатся).
Что нужно указать в заявлении на возврат денежных средств за товар


Что нужно указать в заявлении на возврат денежных средств за товар

Форма (образец) заявления на возврат денежных средств не закреплена в законодательстве. Это означает, что покупатель вправе написать заявление в свободной форме. Не имеет значения, заполняете вы бланк от руки или на компьютере. Также в качестве примера вы можете воспользоваться бланком, предложенным продавцом. Как правило, в торговой точке есть образец заполнения, на который можно ориентироваться.

В заявлении нужно по порядку указать следующие данные:

  • Реквизиты продавца (организационно-правовая форма, наименование, юридический адрес, ФИО руководителя или ответственного лица). Вы можете написать претензию как в адрес продавца, так и в адрес уполномоченной организации или уполномоченного ИП, импортеру или изготовителю;
  • Ваши данные (ФИО, документ, паспортные данные, контакты для связи).
  • Ваше требование - возврат стоимости товара;
  • Указать, о каком товаре идет речь (модель, артикул, размер и т.п.);
  • Стоимость товара (цифрами и прописью) и дата его приобретения;
  • Причина возврата. Для качественного товара здесь нужно указать одно из шести оснований, перечисленных в ст.25 ЗоЗПП: товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Все “житейские” причины, как, например, “не понравилось”, “передумал”, “слишком дорого” и т.п. указывать бессмысленно. Ваши трудности подобного рода не являются основаниями для возврата. Поэтому здесь нужно быть внимательным и указывать только то, что предусмотрено в законе.

Для некачественного товара все немного сложнее. В своем требовании следует указать, в чем заключается недостаток, причину и время его обнаружения. Ниже образец претензии для возврата некачественного товара, созданный нашими юристами. Как видите, в данной форме вам нужно заполнить только свои данные и информацию по вашей ситуации. Необходимые ссылки на законы и иные юридические детали уже прописаны. Полный текст претензии вы можете найти в нашей инструкции. Также там уже указано, на основании чего вы можете обратиться в Роспотребнадзор и суд, если продавец идет в отказ.

Помните, что по закону сначала вы имеете право только на обмен товара надлежащего качества. А вот если товара нет в наличии и ждать вы не готовы, то тогда вещь действительно можно вернуть. Но в любом случае стоит заявить о своем желании продавцу. Чаще всего они идут навстречу без лишних вопросов.

  • Реквизиты для перечисления денежных средств, если вы расплачивались картой;
  • Если у вас есть чек, то нужно приложить его к заявлению. Если нет (потеряли или не взяли с собой), то заявление все равно обязаны принять и вернуть вам стоимость покупки;
  • Дата составления, подпись и расшифровка;

Такое заявление необходимо составить и подать в 2 экземплярах. Один экземпляр представитель продавца должен забрать, а на другом поставить отметку о принятии (дату, ФИО и подпись) и вернуть вам. Иметь на руках такой экземпляр особенно важно, если деньги вам не будут возвращать “здесь и сейчас”. Также вы можете направить заявление на юридический адрес магазина курьерской службой или по почте заказным письмом с уведомлением. Тогда срок на возврат денег для продавца начнется с момента получения им вашего заявления. Иногда, особенно в случае покупки по интернету, заявление нужно заполнить онлайн в личном кабинете, указав все данные в специальной форме на сайте магазина.

Возврат денег продавец должен осуществить в течение 3 дней с момента получения вашего заявления, если покупка была совершена в торговом зале и претензий к качеству нет, и 10 дней при совершении дистанционной покупки или возврате некачественного товара. Отсчет традиционно начинается со дня, следующего за днем получения заявления.

%%type:instruction, id:purchase-returns%%

Чаще всего претензию на возврат товара необходимо подать в тот магазин, в котором вы совершили покупку. Тем не менее, в некоторых крупных торговых сетях может быть свой порядок возврата - в любой магазин сети в пределах города (области). Это, несомненно, на руку покупателю, т.к. избавляет от необходимости ехать на другой конец города и можно сэкономить время.

Надеемся, что данная статья была для вас полезной. В процедуре возврата товаров и и оформлении заявления, с одной стороны, нет ничего сложного. Но, с другой стороны, есть много требований, которые рядовой потребитель может и не знать, а продавцы могут этим злоупотреблять. Поэтому лучше довериться юристам и воспользоваться только проверенными образцами документов.

Желаем удачных покупок!

Читайте другие статьи, у нас много интересного
Претензия по качеству товара по гарантии
Претензия – первый шаг на пути решения проблемы. В этой статье мы расскажем, что это за документ и как его правильно составить и подать.
Возврат денег за путевку в Турцию
Что теперь делать с путевками? Можно ли вернуть деньги и куда за этим обращаться? Давайте разбираться.
Возврат товара по гарантии
Мы расскажем о том, какие возможности есть у покупателя в течение гарантийного срока, и поможем грамотно их реализовать на практике.
Возврат бытовой техники
Мы расскажем о том, когда удастся вернуть в магазин неподошедший или бракованный товар и как это сделать.
Смотреть все