Назад к блогу

Защита прав потребителей

На что могут рассчитывать потребители при покупке товаров и услуг? Разбираемся в статье

--------------------------------------------11

Как потребителям защитить свои права? Как написать претензию продавцу? В каком порядке суд рассматривает дела о защите прав потребителей? Со всеми этими вопросами мы будем разбираться в этом материале.

%%type:widget, id:purchase-returns, name:quiz%%

Оглавление

Права покупателей по Закону о защите прав потребителей

Среди прав потребителей можно выделить следующие:

  • право потребителей на безопасность товара, согласно которому товар (услуга) должны быть безопасны для жизни и здоровья потребителя, а также не причинять вред имуществу потребителя;
  • право потребителя на достоверную информацию об изготовителе (продавце) товара;
  • право потребителя на обмен товара надлежащего качества;
  • права потребителя при обнаружении в товаре недостатков.

В соответствии со статьей 18 Закона о защите прав потребителей при обнаружении потребителем недостатков в товаре, если они не были оговорены продавцом, потребитель вправе по своему выбору потребовать:

  • замены товара на товар этой же марки (модели, артикула);
  • замены на товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • незамедлительного устранения недостатков товара;
  • потребовать вернуть деньги за товар.

Судебная практика: обратиться к продавцу с требованием об обмене товара ненадлежащего качества может не только первоначальный покупатель, но и лицо, которое в последующим приобрело товар у третьих лиц на законных основаниях.

Потребитель может составить претензию продавцу и сформулировать в ней свое требование. В претензию стоит включить также и следующие сведения:

  • данные магазина (наименование, адрес);
  • ваши данные (ФИО, адрес, контактный телефон);
  • описание ситуации (когда и какой товар купили, причина возврата);
  • ваше требование (укажите, что вы отказываетесь от исполнения договора купли-продажи и просите вернуть вам уплаченную за товар сумму);
  • срок для удовлетворение вашего требования;
  • банковский реквизиты (если вы решили вернуть денежные средства за товар).

К претензии приложите кассовый чек. Только помните, что его отсутствие не может служить основанием для отказа в возврате денег. Претензию можно передать лично в магазине. Тогда вам понадобится две копии, на второй попросите поставить отметку о принятии (дата, ФИО).

Если магазин проигнорирует претензию, вы можете обратиться с исковым заявлением в суд. Напоминаем, что соблюдать претензионный порядок перед подачей заявления в суд вы не обязаны. В Законе о защите прав потребителей такого требований нет.

Однако, оно может содержаться в специальных законах, которые регулируют отношения с потребителями в других отраслях. Например, обязательный претензионный порядок предусмотрен по договорам оказания услуг связи и перевозки пассажиров.

Споры могут казаться нерешаемыми, но наш юридический сервис готов помочь. Мы предлагаем заполнить инструкцию «Вернуть товар» на нашем сайте, чтобы получить бесплатную консультацию от наших юристов. В инструкции нужно будет описать ситуацию, оставить контактные данные и ответить на несколько простых вопросов. После этого наши юристы обработают вашу заявку и свяжутся с вами для дальнейшей консультации.

%%type:widget, id:purchase-returns, name:quiz%%

В соответствии со статьей 29 Закона о защите прав потребителей, если потребитель обнаружил недостатки оказанной услуги, он вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков;
  • соответствующего уменьшения цены;
  • безвозмездного повторного оказания услуги;
  • возмещения расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Если недостатки не были устранены в оговоренные сроки или если потребитель с самого начала обнаружил существенные (или неустранимые) недостатки, то он вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата денежных средств.

Существенные недостатки - это те, что не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, либо выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения.

Что может сделать потребитель, если его права нарушены

Как мы уже указали, при обнаружении недостатков товара или услуги потребитель вправе подать претензию.

Если на товар был установлен гарантийный срок или срок годности, то при обнаружении недостатков товара, потребитель вправе предъявить претензию в течение всего гарантийного срока или срока годности товара (пункт 1 статьи 19 Закона о защите прав потребителей).

Обратите внимание: для некоторых видов товаров установлены особые правила исчисления гарантийного срока. Например, для сезонных товаров (обувь, одежда) срок исчисляется с момента наступления сезона (лето, осень, зима, весна). Сроки наступления сезона определяется субъектами РФ исходя из обычных показателей температуры в регионе.

Если на товар не был установлен гарантийный срок, то потребитель вправе предъявить требования при обнаружении недостатков в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю.

В отношении возврата технически сложных товаров в Законе о защите прав потребителей закреплены отдельные правила. К технически сложным товарам относятся, в том числе компьютеры, смартфоны, некоторая бытовая техника. Полный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924.

Если у такого товара нет недостатков, то вернуть обратно в магазин его нельзя. Если недостаток был обнаружен, то вернуть (заменить) товар можно в течение 15 дней со дня его передачи покупателю. Далее возврат (обмен) возможен только в одном из следующих случаев:

  • обнаружен существенный недостаток товара;

Существенный недостаток – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов (денег или времени), или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после устранения.

  • нарушены установленные законом сроки устранения недостатков товара;

Если срок определен соглашением сторон в письменной форме, то он не должен превышать 45 дней. Отсутствие необходимых запчастей (деталей, материалов) не освобождает от ответственности за нарушение срока. Если срок устранения недостатков не определен сторонами в письменной форме, то недостатки должны быть устранены в минимальный срок, т.е. объективно необходимый для устранения недостатков подобного рода обычно применяемым способом (статьи 20, 21, 22 Закона о защите прав потребителей).

  • невозможно использовать товар в совокупности более чем 30 дней (в течение каждого года гарантийного срока) вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Для того чтобы доказать, что товар невозможно было использовать в течение данного срока, следует сохранять квитанции ремонтных центров, в которых должны быть указаны точные даты ремонта.

Когда претензии на продавца не действуют, потребителю следует подготовить и подать исковое заявление.

Что включить в исковое заявление о защите прав потребителей

Рекомендует включить в иск следующие сведения:

  • наименование суда, в который подается иск;
  • ваши данные (ФИО, дата рождения, адрес, серия и номер документа, удостоверяющего личность, контактный телефон);
  • данные ответчика (наименование магазина или ФИО индивидуального предпринимателя, адрес, контактная информация);
  • информацию о товаре (услуге);
  • информацию о том, в чем заключается нарушение ваших прав и при каких обстоятельствах это произошло;
  • информацию об имеющихся у вас доказательствах, которые подтверждали бы описанные выше обстоятельства;
  • ваше требование (например, о возврате уплаченной за товар суммы, об устранении недостатков работы, о взыскании неустойки, о компенсации морального вреда и т.д.);
  • цена иска (В нее могут входить денежные средства, уплаченные за товар, неустойка. Штраф за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя, компенсация морального вреда и судебные расходы в цену иска не включаются);
  • перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.

Не забудьте подписать исковое заявление.

По общему правилу иски по делам о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору потребителя в суд по месту жительства (или пребывания ответчика), по адресу ответчика, по месту заключения или исполнения договора.

После окончания рассмотрения дела в суде с нарушителя будет взыскан штраф в размере 50% присужденной судом суммы, так как он не удовлетворил ваши претензии в добровольном порядке.

Разбираться в юридических вопросах - задача не из легких. Но наша команда готова помочь вам. Просто заполните нашу инструкцию «Вернуть товар», ответив на несколько вопросов, прокомментировав ситуацию и оставив контакты. После этого наш юрист свяжется с вами для бесплатной консультации.

Всегда ваш, DestraLegal

%%type:widget, id:purchase-returns, name:quiz%%

%%type:compensation, id:purchase-returns%%

Помощь юриста
Юрист решит вашу проблему под ключ. Узнайте шансы на успех и задайте вопросы бесплатно.

Задать вопрос

Помощь юриста
Юрист проконсультирует, составит документы за вас и подаст их. Узнайте шансы на успех и задайте вопросы бесплатно.
lawyers
Юристы DestraLegal.ru готовы помочь

Задать вопрос

lawyers
Юристы DestraLegal.ru готовы помочь
Остались вопросы? Спросите юриста
Вам ответит автор статьи
Имя
Телефон *
Задать вопрос
Читайте другие статьи
Смотреть все
Иск по защите прав потребителей
Сколько стоит подать иск?
Что делать, если попал в аварию?
Смотреть все
4.95 57