Суды не всегда выносят решения, которые отвечают интересам обеих сторон. Кроме того, из-за того, что у нас состязательный процесс, решение суда во многом зависит от того, как участник процесса преподнесёт свою позицию (докажет ли свою правоту, представит ли все нужные доказательства и т.д.). Не всем удаётся это сделать в первый раунд – при рассмотрении дела судом первой инстанции. Поэтому существует также процедура обжалования решения суда – апелляция, кассация и надзор. В этой статье мы рассмотрим все вопросы, касающиеся подготовки апелляционной жалобы на решение суда. Поехали!
Уже возникли вопросы? Будем рады бесплатно проконсультировать вас по вопросам обжалования решения суда. Для связи с юристом заполните форму «Подать апелляцию», ответьте на вопросы и кратко опишите вашу ситуацию.
%%type:widget, id:appeal, name:quiz%%
Оглавление
- Кто и когда может обжаловать решение суда?
- Что можно обжаловать в апелляции?
- Как составить апелляционную жалобу?
- А что на практике?
Кто и когда может обжаловать решение суда?
Не все могут обжаловать решение суда. Вот кто имеет такое право:
- Истец и ответчик.
- Третьи лица, участвовавшие в деле, например, государственные органы, мнение которых запросил суд.
- Прокурор, если он принимал участие в деле.
- Лица, не участвовавшие в деле, но чьи права и интересы были затронуты вынесенным решением.
Подать апелляционную жалобу можно в течение месяца со дня, когда суд вынес мотивированное решение. Это документ, в котором судья подробно объясняет, какие доказательства рассматривались, почему одни из них он счел убедительными, а другие — нет.
Судья районного суда обязан подготовить мотивированное решение в течение 10 дней после оглашения резолютивной части. Мировой судья составляет такое решение также в течение 10 дней, но только если участник процесса подал соответствующий запрос.
Например, если мотивированное решение вынесено 15 ноября, крайний срок подачи жалобы истекает 15 декабря (до 23:59). Если в следующем месяце такого числа нет, жалобу можно подать до последнего дня месяца.
Например, если решение принято 31 января, последний день подачи жалобы — 29 февраля в високосный год или 28 февраля – в обычный год. Если срок истекает в выходной или праздничный день, крайний срок переносится на первый следующий рабочий день.
п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16
А если пропустили срок на подачу жалобы?
В таком случае срок на обжалование решения можно восстановить, но только при наличии уважительных причин. Это могут быть чрезвычайные события, такие как наводнения, пожары, землетрясения, эпидемии и другие подобные происшествия.
На практике для граждан уважительными причинами пропуска срока также могут быть «семейные обстоятельства», например, серьезное заболевание, беспомощное состояние, смерть или тяжелая болезнь близких родственников, или другие случаи, требующие их личного участия. Но суды могут счесть уважительными и другие обстоятельства, если они исключали возможность или существенно усложняли подачу апелляционной жалобы в установленный срок.
При этом для юрлиц такие причины, как командировка или отпуск представителя, смена руководителя или его отсутствие, нехватка сотрудников (например, юриста), отсутствие денег для оплаты услуг представителя или государственной пошлины, а также задержка в оформлении доверенности, не признаются уважительными причинами для пропуска срока.
п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16
Что можно обжаловать в апелляции?
Рекомендуем подавать апелляцию в следующих ситуациях:
-
Нарушение процессуальных правил. Если суд ограничил вас в возможности изложить свою позицию, не учел важные доказательства или допустил ошибки в ходе рассмотрения дела.
-
Неправильное применение закона. Если вы считаете, что судья неверно истолковал или применил законы в вашем деле.
-
Неучтенные обстоятельства. Если суд не рассмотрел важные факты или доказательства, которые могли повлиять на итоговое решение.
-
Ошибочная оценка доказательств. Судья мог неправильно понять или интерпретировать представленные материалы, что привело к ошибочному решению.
-
Появление новых доказательств. Если у вас появились существенные доказательства, которые вы не смогли предоставить ранее по уважительным причинам, их можно использовать в апелляции.
Но помните, что в апелляционной жалобе нельзя выдвигать новые требования или предоставлять документы, не представленные ранее. Апелляция предназначена для пересмотра уже имеющихся материалов. Исключение составляют случаи, когда лицо не участвовало в рассмотрении спора судом первой инстанции.
Также можно подать доказательства, которые невозможно было получить до первого рассмотрения. Например, если участник дела не успел вовремя получить важный документ и просил суд запросить этот документ, но решение вынесли без учета этого документа, его можно представить на стадии апелляции.
Как составить апелляционную жалобу?
При подаче апелляционной жалобы важно указать следующие сведения:
-
Наименование суда, в который подается жалоба. Несмотря на то что жалобу направляют через суд, вынесший обжалуемое решение, в тексте необходимо указать апелляционный суд.
-
Данные заявителя
— Для физлица: Ф.И.О. и адрес проживания.
— Для юрлица: наименование и адрес, зарегистрированный в ЕГРЮЛ.
Пример оформления «шапки» жалобы:
-
Информация о деле: номер дела, указанный судом первой инстанции, и решение, которое обжалуется.
-
Ваши требования и причины обжалования.
Укажите, почему вы считаете решение неправильным, со ссылками на нормы права. Если вы не участвовали в деле, объясните, каким образом решение нарушает ваши права или законные интересы. Без этой информации суд может оставить жалобу без движения, дав вам время для исправления недостатков.
- Перечень приложений. К жалобе обычно прилагаются:
— Квитанция об уплате госпошлины или документы, подтверждающие право на льготы по ее оплате.
— Документы, подтверждающие, что копии жалобы и приложений направлены другим участникам дела (например, квитанция об отправке заказного письма или расписка о вручении).
- Подпишите жалобу. Подписывать жалобу нужно лично. Если жалобу подает представитель, необходимо приложить доверенность (если она не находится в материалах дела).
А что на практике?
На практике стороны часто до победного обжалуют решения суда – до момента, пока есть основания для подачи жалобы. Обычно мы готовим возражения на апелляционные жалобы, например, так как удаётся добиться положительного результата в первой инстанции, а затем онлайн-школы пытаются отменить решение. Но рассмотрим один из кейсов, когда к нам обратился новый клиент и заказал апелляционную жалобу.
Обстоятельства дела
Клиент приобрёл онлайн-курс в Скилбокс стоимостью 110 866 рублей. Он просмотрел лишь 7% материалов программы и попросил вернуть оставшиеся деньги. В иске он ссылался в том числе на недостатки курса.
Но Хамовнический районный суд г. Москвы поддержал позицию онлайн-школы, которая настаивала на том, что студент получил доступ к платформе в полном объеме, при этом доступ к модулям курса предоставлялся ему вне зависимости от прогресса обучения. Проще говоря, студент залогинился в личном кабинете, онлайн-школа открыла ему доступ к обучению, а то, что он фактически не обучался не имеет значения. Он ведь мог это сделать. Поэтому суд отказал ему в возврате денег полностью.
Что мы изложили в апелляционной жалобе
У нас достаточно широкая практика возврата денег за онлайн-обучение, поэтому мы знаем точно – это решение не соответствует ни устоявшейся судебной практике, ни Закону о защите прав потребителей.
В жалобе мы привели следующие доводы:
- При вынесении оспариваемого решения, нарушены нормы материального права, не определен круг обстоятельств, подлежащих доказыванию онлайн-школой, приняты в качестве надлежащих доказательств не подтвержденные сведения
Так, законом предусмотрено право заказчика на отказ от исполнения договора на оказание услуг при обнаружении недостатков образовательной услуги. Истец указал на недостатки курса в исковом заявление, приложил все имеющиеся доказательства, но суд не учел это при вынесении решения.
Кроме того, расчет фактически понесённых расходов, представленный онлайн-школой, попросту противоречит закону. Даже если производить расчет исходя из пройденного материала, онлайн-школа должна была вернуть 103 105, 38 рублей.
Истец прошел лишь 7% из всего предоставленного материала, соответственно, исходя из неиспользованной части истцу надлежало возвратить 93% от стоимости Курса,
110 866 * 93% : 100% = 103 105, 38 где
- 110 866 – стоимость Курса
- 93% - не пройденная часть курса
однако онлайн-школа вернула досудебно лишь 21 281 руб.
В нарушение ст. 32 Закона о защите прав потребителей и сложившейся судебной практики Скилбокс рассчитал сумму к возврату, основываясь на количестве модулей, размер и содержание которых не доступны истцу при просмотре личного кабинета. Более того, формула для расчёта суммы к возврату, установленная в договоре, предполагает удержание 30% от стоимости обучения на заведомо определенные ответчиком и неподтвержденные расходы, которые не могут напрямую корреспондировать к исполнению сторонами обязательств по договору.
Из-за того, что онлайн-школа не доказала, что понесла расходы, то считается, что услуга и не была оказана ему в полном объеме.
- В связи с тем, что суд неверно распределил обязанность по доказыванию, что привело к принятию неправомерного решения, выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования о компенсации морального вреда, и наложении штрафа за отказ от добровольного исполнения обязанности, также неправомерны
Из-за того, что онлайн-школа отказал полностью в возврате денег, истцу также отказали в выплате моральной конмпенсации, штрафа в размере 50% от присужденной суммы, а также взыскании судебных расходов.
Всего мы просили следующее:
И вот недавно мы получили положительное решение суда – деньги вернули!
Если и вам нужна помощь в обжаловании решения суда, то мы будем рады вам с этим помочь. Запишитесь на бесплатную консультацию по форме «Подать апелляцию», ответьте на вопросы и кратко опишите вашу ситуацию. И мы с вами оперативно свяжемся.
Ваш DestraLegal
%%type:widget, id:appeal, name:quiz%%
%%type:compensation, id:appeal%%