Назад к блогу

Досудебный порядок урегулирования споров

Что представляет из себя претензия и как ее подготовить?

2 (40).png

По нашей практике, около 50% споров разрешаются досудебно: исполнители удовлетворяют требования после получения претензии или чуть позже, когда получат копию иска. В этой статье мы разберём основные вопросы, которые возникают перед подготовкой претензии: в каких случаях она обязательна, как ее подготовить самостоятельно и как часто она выручает на практике.

Не хотите читать статью? Хотите уже сейчас получить персональную консультацию юриста? В таком случае заполните заявку на бесплатную консультацию от нашего юриста и узнайте ваши шансы разрешение спора в вашу пользу.

%%type:widget, id:document, name:quiz%%

Оглавление

В чем суть претензионного порядка

Досудебная претензия — это документ, который направляют другой стороне спора (контрагенту) перед обращением в суд. В нём пострадавшая сторона излагает свои требования и предупреждает, что в случае их невыполнения дело будет передано в суд.

Часто перед отправкой претензии стороны пытаются договориться мирно. Но после направления претензии переговоры обычно прекращаются: контрагент либо удовлетворяет требования, либо спор переходит в судебную плоскость.

Когда нужна досудебная претензия

Когда досудебная претензия обязательна?

Она требуется в двух случаях:

  • Законодательство предусматривает досудебный порядок урегулирования споров.

Например, в большинстве споров между предпринимателя, связанными с договорными отношениями (поставка, подряд), досудебный порядок обязателен. Необходимо направить претензию, дождаться ответа в установленный срок и только затем подавать иск.

  • В договоре предусмотрен досудебный порядок.

Стороны могут заранее договориться, что перед подачей иска будут направлять претензию. В договоре прописываются форма претензии, способы её отправки и срок ожидания ответа. В этом случае досудебный порядок становится обязательным, даже если закон этого не требует.

Пример формулировки:

19 (3).png

Когда досудебная претензия не нужна?

Есть ситуации, где направлять претензию не требуется, например:

  • корпоративные споры. Если участники компании оспаривают доли в уставном капитале или акционеры оспаривают сделки компании, можно сразу обратиться в суд;
  • при инициировании процедуры банкротства;
  • дела о защите прав и законных интересов группы лиц.

Как составить досудебную претензию

Чтобы подготовить претензию, следует придерживаться следующего плана:

1. Укажите информацию о сторонах договора. Претензия должна содержать данные обеих сторон. Например, если вам оказали некачественную услугу, то сторонами договор будет заказчик – лицо, которому оказываются услуги и исполнитель — лицо, предоставляющее услуги.

В верхнем правом углу укажите фамилию, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации или проживания, а также контактные данные для связи обеих сторон.

18 (3).png

2. Опишите обстоятельства дела. Укажите ключевые факты:

  • Когда и как был заключён договор (письменно, устно, через переписку).
  • Какие обязательства были нарушены исполнителем.
  • Когда и при каких условиях вы обнаружили недостатки.
  • Обоснуйте свои требования.
  • Приведите ссылки на законы и нормативные акты, подтверждающие ваши права. Если возможно, добавьте примеры судебной практики, чтобы усилить аргументацию.

18 (5).png

3. Сформулируйте требования.

Чётко укажите, чего вы хотите добиться от исполнителя (например, возврат денег, устранение недостатков, компенсация). Укажите срок, в течение которого требования должны быть выполнены.

18 (6).png

4. Приложите доказательства. Перечислите и приложите документы, которые подтверждают ваши доводы:

  • копия договора;
  • переписка с исполнителем;
  • заключения экспертов (если проводилась экспертиза).

18 (9).png

5. Подпишите документ. Укажите свою подпись и расшифровку.

А что на практике?

Клиент заключил договор купли-продажи дома и земельного участка общей стоимостью 11 млн. рублей. Но перед приобретением недвижимого имущества он выявил ряд недостатков, закрепленные в отчёте о визуальном обследовании технического состояния существующих строительных конструкций жилого здания.

Согласно отчету, на третьем уровне конструкции зафиксирован след от промокания, что требует вскрытия для установления причины возможной протечки кровли. Фасадная торцевая стена из облицовочного кирпича имеет вертикальные косметические трещины, которые видны между 1 и 2 этажами. На первом этаже выявили гидроизоляции под внутренней несущей стеной, разделяющей дуплексы.

Специалисты также обнаружили дефекты в примыкании пароизоляции к стенам. Эти нарушения могли привести к намоканию утеплителя и появлению конденсата внутри конструкции кровли. Всего среди выявленных проблем выявили:

  • возможное подтекание;
  • отсутствие утепления на торцевой кирпичной стене.

Подробнее о недостатках:

19 (4).png

Застройщик не устранил выявленные недостатки, так что клиент понёс расходы на самостоятельное устранение дефектов.

Мы подготовили претензию, в которой прямо изложили все дефекты, а также объяснили, что исполнитель обязан передать качественный результат работ. Выявленные недостатки являются существенными (неустранимыми), так что заказчик не должен нести убытки самостоятельно.

Кроме того, застройщик изначально предусмотрел в договоре, что продавец устанавливает гарантийный срок на дом, в размере 1 год с даты передачи дома Покупателю. Продавец отвечает за недостатки дома в случае, если требование об устранении недостатков заявлены Покупателем в пределах гарантийного срока, и недостатки не связаны с нарушением Покупателей правил эксплуатации, действиями Покупателя или третьих лиц либо непреодолимой силы.

В свою очередь, покупатель неоднократно заявлял требование об устранении недостатков в полном объеме в установленный договором срок, но продавцом не были устранены недостатки надлежащим образом.

В претензии мы просили исполнителя выполнить следующее:

19 (6).png

И вот недавно мы получили положительный ответ! После претензии застройщик возместил 326 000 руб. (стоимость экспертизы, стоимость демонтажных, монтажных работ и т д.).

Если мы смогли убедить вас в том, что претензионный порядок – это отличный инструмент защиты, то в таком случае заполните заявку на бесплатную консультацию от нашего юриста и узнайте ваши шансы разрешение спора в вашу пользу.

%%type:widget, id:document, name:quiz%%

Ваш DestraLegal

%%type:compensation, id:document%%

Помощь юриста
Юрист решит вашу проблему под ключ. Узнайте шансы на успех и задайте вопросы бесплатно.

Задать вопрос

Помощь юриста
Юрист проконсультирует, составит документы за вас и подаст их. Узнайте шансы на успех и задайте вопросы бесплатно.
lawyers
Юристы DestraLegal.ru готовы помочь

Задать вопрос

lawyers
Юристы DestraLegal.ru готовы помочь
Остались вопросы? Спросите юриста
Вам ответит автор статьи
Имя
Телефон *
Задать вопрос
Читайте другие статьи
Смотреть все
Иск по защите прав потребителей
Сколько стоит подать иск?
Что делать, если попал в аварию?
Смотреть все
4.95 57