Назад к блогу

Трудовой спор

Рассмотрим вопросы, которые непременно возникают при разрешении трудового спора

--------------------------------------20

Трудовой спор – это лишь общая категория споров, которые так или иначе вытекают из трудовых прав и обязанностей. Данные споры могут инициироваться как работником, так и работодателем в равной мере в зависимости от характера ущемления прав другой стороны.

При этом трудовые отношения отличны тем, что они охраняются не только в судебном порядке, но и административными органами, подначенными разрешать именно отдельные категории дел. Для успешного разрешения и не затягивания спора, нужно знать ответы на некоторые общие вопросы, в частности – ответственный за разрешение спора орган, подсудность спора, срок давности и другие. Разберем основные из них.

%%type:widget, id:employer_not_pay, name:quiz%%

Оглавление

Какие случаи будут нарушением прав работника

И хотя суды нередко встают на сторону работника, работники нечасто обращаются за помощью как в Трудовую инспекцию, в коллективные органы, так и в суды. Например, это может быть вызвано тем, что отношения могут не быть скреплены трудовым договором, хотя из частоты и характера отношений складывается точное видение трудовых отношений (даже если лицо на ИП, оформлен по договору ГПХ или вовсе без оформления).

Из-за того, что работник не всегда осведомлен, какие доказательства будут весомыми для признания отношений трудовыми, а не гражданско-правовыми, для подтверждения наличия договоренности о заработной плате и о доступе работника к месту с поручения работодателя, сотрудники не решаются защищать свои права.

При этом, такие споры решаемы, а отношения правоотношений между сторонами доказываются сторонними сведениями, в частности – переписками, доступами на территорию организации, наличием расписания смен и прочее.

Как решать спор: административно или судебно

Если сотрудник столкнулся со злоупотреблениями со стороны работодателя – как массовыми, так и индивидуальными – может возникнуть оправданное желание постучаться во все инстанции вплоть до администрации Президента. Однако как у судебного производства, так и административного/ надзорного нужно учитывать специфику рассмотрения обращений.

Несмотря на то, что жалобы – это привычный способ для обращения в надзорные и коллегиальные структуры, в открытом доступе не так просто найти образцы жалоб. В том числе, сложно быть уверенным, что органы не сделают стандартную отписку по обращению, в действительности проведут проверку и помогут заявителю в разрешении спора. В отсутствие примеров хороших жалоб и практики рассмотрения обращения по схожей ситуации, необходимо понимать, что минимально должно включаться в жалобу и что представляет из себя процедура рассмотрения жалобы.

Действительно, трудовые споры разрешаются в судах, их также можно урегулировать в претензионном порядке. Между тем, трудовые отношения защищаются также коллегиальными органами, трудовой инспекцией и прокуратурой. А значит, работник вправе решать, в каком органе выгоднее решить тот или иной спор.

Для примера, обращение в прокуратуру или трудовую инспекцию – это менее болезненный и затратный способ защитить свои интересы. Если споры в суде могут рассматриваться в лучшем случае в течение полугода, а претензия в адрес работодателя вовсе быть проигнорирована, то прокуратура обязана рассмотреть любое письменной обращение в течение 30 дней.

Между тем, работодатели нередко нарушают не отдельно взятый интерес работника, а применимый к целому коллективу. Чтобы не объединять исковое заявление в коллективный иск (которые сейчас только набирают оборот), работники могут подготовить коллективную жалобу в тот или иной административный/ надзорный орган. И тогда прокуратура и/или Роструд охотнее проведут проверку и применят меры реагирования, но в более короткий срок.

Как по мне, обращение в административные органы – это неплохой способ закрепить свою позицию, заручиться поддержкой вовне или ответ на жалобу. В любом случае работник не лишается права обратиться впоследствии в суд с тем или иным требованием. При этом, обращение в иной орган является довольно существенным основанием для восстановления пропущенного срока на обращение в суд. Про тонкости срока на обращение мы обсуждали ранее, и поэтому не будем повторяться.

Подсудность для подобных споров

Если вы остановились на судебном разрешении спора, так или иначе возникнет вопрос, какой суд указывать в шапке иска, и кому подведомственны трудовые споры. Отвечая на последний вопрос, и дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ).

Говоря о подсудности (то есть какой уровень суда разрешает подобные споры), то иски работников по спорам, связанным с восстановлением трудовых прав, могут быть поданы в суд по выбору истца, в том числе по месту исполнения им обязанностей по трудовому договору (ч. 6.3 и 9 ст. 29 ГПК РФ). Это значит, что сам работник вправе выбрать, куда именно ему удобнее обращаться за разрешением спора.

Если возник спор по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (например, о предоставлении жилого помещения, о выплате работнику суммы на приобретение жилого помещения), то, несмотря на то, что эти условия включены в содержание трудового договора, они по своему характеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя и, следовательно, подсудность такого спора (районному суду или мировому судье) следует определять исходя из общих правил определения подсудности дел, установленных статьями 23 - 24 ГПК РФ (абз. 3 п. 1 ПП ВС РФ от 17.03.2004 N 2). В ст. 23 говорится про дела, которые разрешают мировые участки, а в следующей – районные суды.

%%type:widget, id:employer_not_pay, name:quiz%%

Чтобы увеличить шансы на положительный исход, вы можете доверить разрешение трудового спора нашему юристу. В отличие от «физических юристов» не потребуется присутствовать в офисе или быть в определенном городе, собирать все юридически значимые доказательства и разбираться в том, а значимые ли они вообще. Все общение будет проводиться через Интернет.

Для оформления заказа на работу с юристом, заполните форму «Взыскать заработную плату». Когда вы ответите на вопросы, система подскажет, есть ли у вас основания для обращения. Если вы сомневаетесь или хотите убедиться в ответе, обратитесь к юристу в чат. Он находится в окошке справа и всегда будет рад проконсультировать.

Всегда ваш, DestraLegal

%%type:compensation, id:employer_not_pay%%

Помощь юриста
Юрист решит вашу проблему под ключ. Узнайте шансы на успех и задайте вопросы бесплатно.

Задать вопрос

Помощь юриста
Юрист проконсультирует, составит документы за вас и подаст их. Узнайте шансы на успех и задайте вопросы бесплатно.
lawyers
Юристы DestraLegal.ru готовы помочь

Задать вопрос

lawyers
Юристы DestraLegal.ru готовы помочь
Остались вопросы? Спросите юриста
Вам ответит автор статьи
Имя
Телефон *
Задать вопрос
Читайте другие статьи
Смотреть все
Иск по защите прав потребителей
Сколько стоит подать иск?
Что делать, если попал в аварию?
Смотреть все
4.95 57