Кажется, что подписание трудового договора должно быть достаточно для оформления и выполнению задач, но это ошибочное мнение. Хотя из закона не выводится правило, что заявление при трудоустройстве требуется, в некоторых фирмах до сих пор прикладывается этого документ. Осталось обсудить, для чего заявление подписывается, как его правильно оформить и что следует за ним.
Оглавление
- Порядок оформления на работу
- Как оформить заявление на трудоустройство
- Какие последствия подписания заявления
Порядок оформления на работу
Трудовые отношения оформляются посредством подписания трудового договора и выпуска приказа о приёме на работу. При этом отсутствие трудового договора не является само по себе основанием для признания трудовых отношений не заключёнными. Иное приводило бы к излишней формализации и сакрализации этого документа.
Напротив, договор будет признаваться заключённым, если работник приступил к выполнению своей трудовой функции и выполнял её с ведома и по поручению работодателя. В некоторых случаях отношения, оформленные по договору ГПХ (например, услуг, агентский договор), также будут признаваться трудовыми, если отношения носят длительный характер, а отношения складываются по вертикали «работник – работодатель».
И хотя некоторые работодатели пренебрегают подписанием трудового договора, другие по старинке требуют при оформлении помимо обязательных документов из закрытого перечня также заявление. Вероятнее всего, это объясняется тем, что в текст заявления можно включить дополнительное подтверждение работника, что он добровольно вступает на должность и что он ознакомлен с внутренними правилами.
Как оформить заявление на трудоустройство
Типовой формы заявления не представлено в законодательстве, поэтому исходим из следующего правила: его можно подготовить в свободной форме, но чтобы исходило чёткое и недвусмысленное согласие на оформление. Кроме того, заявление не должно быть анонимным. И хотя унифицированной формы не существует, некоторые организации готовят свои формы, в которых работнику остаётся лишь поставить подпись.
Заявление следует оформлять следующим образом:
- В правом верхнем углу указать наименование работодателя и лица, его заменяющего: это может быть директор, начальник отдела. Укажите его фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), а также реквизиты самой организации. Всё эти данные пишутся в родительном падеже. Например, генеральному директору ООО «Рога и копыта» Иванову Ивану Ивановичу. Ниже укажите ваши данные в родительном падеже.
- По центру назовите документ – «Заявление» – без точек и других знаков.
- Внизу ставится подпись, расшифровка и дата составления заявления.
Помимо этого, в заявлении следует составить просительную часть, которая формирует скелет самого заявления, его содержательную часть. Достаточно написать следующий текст: «Прошу принять меня на работу в юридический отдел ООО «Рога и копыта» на должность руководителя судебной практики с 12 февраля 2023 года». Другими словами, в заявлении должны содержаться следующие сведения:
- должность
- структурное подразделение, к которому относится вакансия
- дата, с которой сотрудник по договорённости приступает к своим должностным/ служебным обязанностям
- характер работы (например, временная или сезонная работа)
- период испытательного срока (например, 3 месяца, что заранее обговаривается с работодателем)
- размер заработной платы
- указание на то, что будущий сотрудник ознакомлен с должностной инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка, условиями трудового договора, локальными актами, проинструктирован по технике безопасности и противопожарной безопасности и пр.
Так как с заявления обычно начинается трудоустройство, вместе с ним прикладываются основные документы, которые вправе запрашивать работодатель. В частности (ст. 65 ТК РФ):
- документ, удостоверяющий личность (паспорт, свидетельство о рождении)
- трудовая книжка (если работник устраивается впервые, работодателю требуется завести ее, а при работе по совместительству – не требуется спрашивать)
- документ об образовании, специальности или квалификации (если будущая работа требует наличия каких-либо особых умений, знаний, и навыков)
- СНИЛС
- ИНН
- свидетельства о рождении детей
- справка о наличии/ отсутствии судимости
- документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву).
Какие последствия подписания заявления
После того, как кандидат на должность подпишет заявление, его следует направить в кадровый отдел/ другому сотруднику, ответственному за рассмотрение заявлений. Последний, в свою очередь, передаст заявление на подписание руководителю. На этом этапе обычно заминок не происходит, ведь заявление направляется на составление уже отобранному кандидату.
Поэтому руководитель в большинстве случаев ставит отметку о принятии на работу и указывает дату, с которой работник вправе приступить к выполнению должностной функции. После этого издаётся приказ о принятии сотрудника на работу, который также подписывается руководителем. В завершение работнику присваивается индивидуальный табельный номер, сведения вносятся в личную карточку сотрудника, а также вносится соответствующая запись о приёме на работу в трудовой книжке.
Будем рады вам помочь с оспариваем трудовых прав, если работодатель злостно их нарушает. В отличие от «физических юристов» не потребуется присутствовать в офисе или быть в определенном городе, собирать все юридически значимые доказательства и разбираться в том, а значимые ли они вообще. Все общение будет проводиться через Интернет.
Для оформления заказа на работу с юристом, заполните форму на сайте. Если вы сомневаетесь или хотите убедиться в ответе, обратитесь к юристу в чат. Он находится в окошке справа и всегда будет рад проконсультировать.
Всегда ваш, DestraLegal