Если при получении услуги от пенсионного фонда вы выявили недостатки или нарушения регламента, то вы можете обжаловать решение или действие в досудебном порядке. Для того, чтобы составить жалобу, которую зарегистрируют и прочитают, необходимо выполнить некоторые формальные требования: к реквизитам, данным заявителя, приложенным материалам и прочее. В этой статье мы разберем с вами, как и куда обжаловать решение ПФР.
%%type:widget, id:compensation_service, name:quiz%%
Оглавление
В каких случаях можно подать жалобу на ПФР
Пользователи услуг пенсионного фонда могут обжаловать как решения, так и действия пенсионного фонда, а именно – нарушение сроков предоставления услуги, регистрации запроса на услугу, отказ в предоставлении услуги либо отказ в исправлении допущенных ошибок, отказ в приеме документов, требование дополнительной оплаты за услугу или документов, не предусмотренных законом.
Обжаловать решение о назначении пенсии (об отказе в ее назначении) можно в порядке административного производства, так и в районном суде. Срок для подачи жалобы в административном порядке не установлен, но здесь помогают общие требования: чем быстрее – тем лучше.
Для искового производства нет также особых требований для обжалования решения ПФР, поэтому считается общий срок исковой давности равный трем годам. Он начинает течь с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении вашего права, а значит – с момента принятия решения ПФР (п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Куда и как подать жалобу на пенсионный фонд
Согласно п. 129 постановления Правления ПФ РФ от 23.01.2019 N 16п в досудебном порядке гражданин вправе обратиться с жалобой в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в ПФР:
- в ПФР – на решение и (или) действие (бездействие) руководителя территориального органа ПФР
- в вышестоящий территориальный орган ПФР – на решение и (или) действие (бездействие) руководителя и (или) должностного лица нижестоящего территориального органа ПФР
- к руководителю территориального органа ПФР – на решение и (или) действие (бездействие) должностного лица территориального органа ПФР
По смыслу постановления Правительства РФ от 16.08.2012 N 840 и п. 131 указанного ранее постановления Правления ПФ РФ жалоба на решение пенсионного фонда должна содержать следующую информацию:
- наименование территориального органа ПРФ (далее будем именовать – ТО) и должностного лица, решения которых обжалуется
- ФИО заявителя (отчество при наличии), адрес места жительства, а также контактный телефон, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ (за исключением подачи жалобы с использованием сети Интернет)
- сведения об обжалуемом решении ТО ПФР, должностных лиц при назначении пенсии
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемым решением
Хотя в акте прямо не говорится про приложения, но целесообразно направить с заявлением материалы (документы), которые доказывают наличие нарушения права, либо их копии. Жалобу можно направить как в письменной форме посредством почты России, подать лично в ПФР или через МФЦ, но можно направить в электронном носителе через Единый портал госуслуг.
Если вы выбираете личную подачу, то предоставить документы можно как самому, так и через представителя. В первом случае требуется предъявить документ, удостоверяющий личность, во втором – документ, подтверждающий полномочия представителя.
Что касается сроков, то жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации в уполномоченном на рассмотрение жалобы органе. В случае обжалования отказа ПФР в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования заявителем нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации (п. 15 Правил N 840).
По истечение срока на рассмотрении жалобы орган принимает либо решение удовлетворить жалобу, либо отказать в удовлетворении. Письменный ответ с результатами направляется не позднее дня, следующего за днем принятия решения (п. 16, 17 Правил N 840).
Если заявитель получил необоснованный или неправомерный отказ в удовлетворении жалобы, его возможно обжаловать в судебном порядке. При этом при положительном удовлетворении требований, ПФР будет обязан назначить пенсию с момента первоначального обращения.
Как содержалось в п. 15 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021, если гражданин в установленном законом порядке обращался с заявлением о назначении страховой пенсии в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его первоначального обращения с заявлением в пенсионный орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении страховой пенсии ранее возникновения права на пенсию – со дня возникновения такого права.
%%type:widget, id:compensation_service, name:quiz%%
Чтобы грамотно обжаловать решение или действие пенсионного фонда, вы можете доверить составление жалобы нашему юристу. В отличие от «физических юристов» не потребуется присутствовать в офисе или быть в определенном городе. Все общение будет проводиться онлайн, поэтому можете смело продолжать жить в Рязани и не искать юриста по сарафанному радио.
Для оформления заказа на работу с юристом, заполните форму «Взыскать компенсацию за некачественную услугу». Когда вы ответите на вопросы, система подскажет, какой договор предпочтителен для сделки с вашим контрагентом и предложит варианты решения. Если вы сомневаетесь или хотите убедиться в ответе, напишите юристу в чат. Он находится в окошке справа и всегда будет рад проконсультировать.
Всегда ваш, DestraLegal
%%type:compensation, id:compensation_service%%