Хотя мы не задумываемся об этом, но услуги повсеместно оказываются недостаточно хорошо. Это не значит, что нужно по любому велению вздрагивать с места и искать недостатки в работе массажиста или юриста, но обращать внимание на тонкости договора всегда приветствуется.
Увы, мы привыкли считать, что спорить и доказывать свою правоту сложно и долго. Но если заняться этим на первых порах, можно избежать неловкостей и затяжных споров в будущем. В этой статье мы обсудим, как вести себя, если услуга была оказана ненадлежащим образом.
%%type:widget, id:return_service, name:quiz%%
Оглавление
- Когда качество услуги будет ненадлежащим
- Какие требования можно предъявить исполнителю
- Что делать, если исполнитель не идёт навстречу
Когда качество услуги будет ненадлежащим
Заказывая работу, заказчик ожидает не выполнение услуги спустя рукава, а подразумевает, что она будет качественной. Либо такого качества, которое характерно для работы такого типа, либо такого, что было обговорено в договоре. При отсутствии условий о качестве в договоре (что нередко встречается на практике), качество должно отвечать обычно предъявляемым требованиям, а услуга быть пригодной для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.
Для удобства представим бытовую ситуацию. Например, некий Попугайчиков пожелал походить на медицинский массаж на 10 сеансов, каждый стоит 1500 рублей. После первого посещения он осознал, что массажист недостаточно качественно выполняет работу: не проходится по всему телу, как они договаривались, оставляет синяки на теле, хотя такой реакции не было прежде при работе другого специалиста в санатории, да и в целом от массажа больше вреда, чем пользы.
Попугайчиков мог отказаться от посещения остальных занятий и затребовать назад аванс, который он внёс за будущие сеансы, но его не оставляло то, что истраченные три посещения были некачественными. Обратившись к исполнителю с требованием вернуть деньги, он получил отказ, мотивированный тем, что это его субъективные ощущения, не подкреплённые ничем, а сама услуга была оказана в рамках оговоренного.
Да и обращаться нужно было раньше, а не ждать окончание третьего сеанса. Со стороны кажется, что посетитель правда мог напридумать себе, что массаж был сделан плохо, но не будем же мы ставить исполнителя в невыгодное положение, только исходя из ощущений заказчика?
Попугайчиков решил подкрепить свои догадки и обратился к врачу. Последний выяснил, что от массажа была повреждена мышечная ткань вследствие выполнения глубокого массажа непрофессионалом. А также были смещены диски, что требует прохождения восстановительной терапии.
Работа/ услуга может быть оказана некачественно и при других стечениях обстоятельств. Например, юрист может провести неполный анализ вашей ситуации, неверно проконсультировать и не достичь того результата, ради которого вы нанимали его. Ремонтник может некачественно починить технику, отчего последняя будет выведена из строя или в целом не достичь никакого результата. Так или иначе дефект услуги доказывается на месте и/ или при обращении к специалисту – оценщику.
Какие требования можно предъявить исполнителю
В зависимости от того, кем оказывалась услуга, меняется правовое регулирование, а точнее применимые нормы. Если услуга оказывалась профессионалом (нет, не в значении знающего человека в своем деле) – ИП, юридическим лицом, то заказчик вправе использовать положения Закона о защите прав потребителя. Если услуга оказывалась физическим лицом, даже если он уплачивает налоги по системе НПД, – опираться нужно на положения Гражданского кодекса.
Если качество ремонта оставляет желать лучшего, вы можете по своему выбору потребовать (ст. 29 ЗоЗПП, ст. 723 ГК РФ):
- безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
- соразмерного уменьшения установленной за работу цены;
- возмещения своих расходов на устранение недостатков;
- проведения повторной работы.
Как вы видите, при недостатках работы требовать возврата уплаченной стоимости рановато. Но если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Существенным будет признаваться такой недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов, затрат времени, если он проявляется вновь после его устранения и при парочке иных признаков (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17).
Возвращаясь к Попугайчикову, если массажист проведет повторную процедуру, ему явно не станет резко лучше. Требовать возмещения расходов на выполнения массажа третьей стороны также не имеет смысла, ведь ему нужен совсем не повторный массаж, а восстановительная терапия. При этом имеются подтверждения от врача, на которые он может ссылаться для убедительности слов.
А значит, в его случае налицо существенный недостаток, который позволяет ему требовать назад уплаченную стоимость 3 процедур массажа и убытков. Под убытками будут пониматься те расходы, которые ему потребуется понести для восстановления нарушенного права: на терапию, диагностику врачей и так далее.
%%type:widget, id:return_service, name:quiz%%
Что делать, если исполнитель не идёт навстречу
Если вы встретили непонимание со стороны исполнителя: он не возвращает денежные средства, отказывается устранять недостатки качества, не читает ваши сообщения, то это явный звоночек, что нужно обращаться к нему с претензией.
Хотя на практике юристы DestraLegal сталкиваются с тем, что клиенты не хотят мирно решать спор и сразу настаивают на подготовке искового заявления, мы предлагаем выполнить досудебную часть. Если вы являетесь потребителем в смысле потребительского закона или даже просто заказываете услугу, вам следует сделать упор на переговорную часть. Или хотя бы формально направить претензию исполнителю по адресу. В этом случае, уверяем вас, судья будет благосклоннее.
Видите ли, судьи заинтересованы в том, чтобы стороны в договорных отношениях решали споры на берегу, защищали свои интересы без привлечения третьей стороны и не нагружали судебную систему, которая и без того нагружена. И если вы покажете судье, что делали попытки связаться с исполнителем, будем вам радость.
Если и это вас не убедило, то вот еще один повод писать претензию: если исполнитель не исполнит требования или вовсе не ответит на письмо, можно будет сверху просить штраф в размере 50 процентов от стоимости работы, моральную компенсацию и убытки, если те возникли.
В законе вы не встретите требований к составлению претензии, но и писать её своими словами не лучшая идея. Мы рекомендуем писать этот документ приближенно к исковому заявлению. Делать его таким же стройным, обоснованным и с использованием формального юридического языка.
Как желательно писать претензию:
- Укажите информацию о заказчике и исполнителе в шапке претензии, то есть справа наверху: фамилию, имя и отчество (последнее при наличии) заказчика, данные исполнителя. Если это юридическое лицо или ИП, предоставьте ИНН, ОГРН/ ОГРНИП и наименование. Не лишним будет указать контактный телефон, электронную почту.
- Опишите фактические обстоятельства. Здесь можно перечислить, когда был заключен договор (если нет письменного – когда услуга фактически оказывалась и что об этом говорит), как производилась оплата, какие недостатки выявлены и чем докажете.
- Правовое обоснование. Если вы ранее не сталкивались с подготовкой претензии или искового заявления, будет не лишним посмотреть типовые документы в интернете и разбавить своей информацией. Можно также добавить судебную практику. Например, выше мы приводили постановление Пленума, что относится к этому ряду.
- Просительная часть. Укажите здесь, что именно хотите, чтобы выполнил исполнитель. Это оформляется как «прошу» и ниже те требования, которые мы перечисляли в параграфе выше.
- Подпись и дата.
Если по истечении 10 дней (или большего срока, который вы поставили) исполнитель не удовлетворит требования или вовсе не ответит на письмо, можно смело готовить иск в суд.
Понимаем, что без опыта и знаний в области права справиться с подготовкой претензии и искового заявления трудновато. Но юристы Destralegal с радостью вам в этом помогут и растолкуют ваши права.
Чтобы увеличить свои шансы на положительный исход дела, вы можете доверить разрешение спора нашему юристу. Для оформления заказа на работу с юристом, заполните форму «Вернуть деньги за некачественную услугу». Когда вы ответите на вопросы, система подскажет, есть ли законные основания на решение спора. Если вы сомневаетесь или хотите убедиться в ответе, напишите юристу в чат. Он находится в окошке справа и всегда будет рад проконсультировать.
Всегда ваш, DestraLegal
%%type:compensation, id:return_service%%