Доктор неверно поставил диагноз или настаивал на дополнительных платных услугах?
В этой статье рассказываем, куда нужно обращаться с жалобой в случае, если вы столкнулись с произволом врачей или медицинская услуга была оказана некачественно.
%%type:widget, id:return_service, name:quiz%%
Оглавление
- Права пациентов
- Причины обращения с жалобой
- Наказать врача можно только из частной клиники?
- Пожаловаться на врача по горячей линии Минздрава
- Куда еще можно обратиться с жалобой на доктора?
- Как написать жалобу?
- Можно ли требовать от врача возмещения расходов?
- Когда нужно подавать иск?
Права пациентов
По Закону вы имеете право на:
- выбор врача и выбор медицинской организации;
- профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
- получение консультаций врачей-специалистов;
- облегчение боли, связанной с заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством, методами и лекарственными препаратами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами;
- получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья, в том числе после его смерти;
- получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
- защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
- отказ от медицинского вмешательства;
- возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
- допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
- допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.
Все эти права должны соблюдаться при обращении ко врачу, а в случае их нарушения у вас есть право на обращение с жалобой.
Причины обращения с жалобой
Вы можете жаловаться как на определенного специалиста, так и на поликлинику в целом.
В случае, если врач необоснованно отказывает в осмотре или ведет себя безответственно и непрофессионально, то у вас есть право подать жалобу. Хамство при обслуживании, навязывание платных услуг, нарушение санитарных норм в больнице могут отразиться на вас не менее пагубно, чем непрофессионализм отдельного доктора.
К нарушениям можно отнести:
- Отказ в предоставлении полагающихся услуг и осмотров;
- Невежливое и неуважительное отношение со стороны сотрудников клиники;
- Невозможность получить консультацию у специалиста;
- Неполучение полной и достоверной информации о болезни и лечении;
- Нет доступа к информации о расписании приема докторов;
- Медуслуги не оказаны на основании медицинского страхования;
- Невозможность самостоятельно выбрать лечащего врача;
- Навязывание дополнительных платных услуг;
- Коррупция;
- Непредоставление бесплатных медицинских препаратов, положенных определенным категориям граждан (например, пенсионерам).
Наказать врача можно только из частной клиники?
Забежим немного вперед: нет, пожаловаться можно на любого врача.
Наиболее понятная классификация видов услуг:
- Платная;
- Бесплатная.
Бесплатная медицина
В России чаще всего обращаются именно к бесплатной медицине и нередко врачи ввиду ощущения "безнаказанности" оказывают услуги не так качественно, как могли бы.
Если вы обращались за помощью в государственную больницу, то кажется, что привлечь медицинское учреждение к ответственности не получится, ведь лечение было бесплатным. Но это не так!
В Постановлении Пленума указано, что к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей. То есть, "наказать" виновника вы можете.
Платная медицина
В таком случае между вами и медицинской организацией заключается договор оказания медицинских услуг, в котором указывается предмет договора (то есть то, с чем вы обратились ко врачу) и стоимость. Более того, соглашением сторон может быть предусмотрена договорная ответственность на нарушение условий договора возмездного оказания услуг.
Подытожим, что в любом медицинском учреждении (как в государственном, так и в частном) услуги должны быть оказаны надлежащим образом и в случае выявления нарушений вы вправе обратиться с жалобой.
%%type:widget, id:compensation_service, name:quiz%%
Пожаловаться на врача по горячей линии Минздрава
За всеми поликлиниками и больницами "наблюдает" Министерство здравоохранения РФ, поэтому и жаловаться на врачей нужно в туда.
На официальном сайте ведомства можно узнать телефон горячей линии. Для этого нужно указать свой регион в выпадающем списке.
Позвонив на горячую линию Минздрава, вы можете узнать информацию по вопросам оказания медицинской помощи. На сайте указаны номера телефонов, на которые нужно звонить для подачи жалобы на поликлинику и врача.
- Калининградская область - (8 40-12) 67-60-06;
- Мурманская область - (8 81-52) 48-61-16;
- Новгородская область - 8 (921) 843-71-11 и так далее.
Каждый звонок на горячую линию обязательно записывается. При телефонном разговоре у вас уточнят следующую информацию:
- Паспортные данные;
- Контактные данные (номер телефона, электронная почта и так далее);
- Номер полиса обязательного медстрахования (ОМС);
- Суть жалобы на врача или иного сотрудника поликлиники, их данные.
Жалобу должны рассмотреть в течение тридцати дней со дня подачи.
Куда еще можно обратиться с жалобой на доктора?
Помимо обращения на горячую линию Минздрава, вы можете задействовать и иные инстанции, чаще всего это помогает быстрее решить вашу проблему.
К таким "инстанциям" можно отнести:
- Главного врача поликлиник/больницы/клиники - руководитель медицинского учреждения (в случае возникновения претензий к профессиональной деятельности или поведению его сотрудников);
- Региональные отделы Минздрава с помощью электронных сервисов;
- Суд;
- Прокуратуру;
- Страховую;
- Правоохранительные органы.
Если в течение тридцати дней жалоба не была рассмотрена либо получили необоснованный отказ на претензию, то вы вправе обратиться в суд или прокуратуру.
Обращение в правоохранительные органы
В зависимости от обстоятельств дела вы вправе обратиться в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела, в частности, по признакам следующих составов преступлений: "Причинение смерти по неосторожности", "Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности", "Незаконное проведение искусственного прерывания беременности","Неоказание помощи больному", "Оставление в опасности" Уголовного кодекса РФ и иных.
Обращение в страховую
В случае обнаружения врачебной ошибки при предоставлении медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию вы можете обратиться, в частности, в страховую медицинскую организацию, в Росздравнадзор и его территориальные органы (в том числе территориальный орган Росздравнадзора по г. Москве и Московской области), в Федеральный или территориальный фонды ОМС.
На основании вашей жалобы может быть проведена в том числе экспертиза качества медицинской помощи, которая осуществляется на основании утвержденных критериев оценки качества медицинской помощи и предусматривает выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценку своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.
Если вы подали в страховую медицинскую организацию либо в территориальный фонд ОМС заявление о предоставлении результатов контроля, вас должны проинформировать о выявленных нарушениях при оказании вам медицинской помощи в соответствии с программами ОМС, указав, в частности: виды оказанной вам за определенный период медицинской помощи; сведения о выявленных нарушениях либо об их отсутствии; меры, примененные к медицинским организациям за выявленные нарушения.
На примере Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга рассмотрим правила подачи обращения
Предусмотрены следующие возможности подачи обращений в Комитет:
- в письменном виде по почтовому адресу: 191023, Санкт-Петербург, ул. Малая Садовая, д. 1;
- составить письменное обращение в электронном виде через сервис Электронная приемная на официальном портале Администрации Санкт-Петербурга;
- дополнительно для письменных обращений граждан в фойе Комитета по здравоохранению на первом этаже по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Садовая, д.1 установлен ящик для писем и обращений граждан.
Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в Комитет в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в Комитет в письменной форме.
Личный прием граждан
Личный прием граждан проводится по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Садовая, д. 1. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность (паспорт).
Информационно-консультационную помощь по организации личного приема граждан можно получить по телефону 571-08-74, ежедневно с 9.00 до 18.00, в пятницу - с 9.00 до 17.00, перерыв: 13.00-14.00, суббота, воскресенье - выходные.
Прием граждан должностными лицами структурных подразделений Комитета по здравоохранению осуществляется по предварительной записи по телефону или на основании письменного заявления в соответствии с нижеуказанным графиком и информацией о письменном заявлении.
Информация о письменном заявлении на личный прием граждан
Заявление может быть направлено:
- в письменном виде по почтовому адресу: 191023, Санкт-Петербург, ул. Малая Садовая, д. 1;
- составить письменное обращение в электронном виде через сервис Электронная приемная на официальном портале Администрации Санкт-Петербурга;
- дополнительно для письменных обращений граждан в фойе Комитета по здравоохранению на первом этаже по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Садовая, д.1 установлен ящик для писем и обращений граждан.
Заявление должно содержать:
- контактные данные для обратной связи по информированию о записи на прием,
- доводы или обстоятельства по вопросу, требующему личного приема и подробную информацию о том, куда гражданин обращался за решением вопроса, находящимся в компетенции Комитета.
Предварительная запись гражданина на личный прием не производится в случаях, если:
- отсутствует письменное заявление о записи на личный прием;
- в указанном заявлении отсутствуют доводы или обстоятельства по вопросу, требующему личного приема, и информация о том, куда гражданин обращался за решением вопроса, находящимся в компетенции Комитета;
- решение поставленного гражданином вопроса не входит в компетенцию Комитета. Комитетом направляются разъяснения гражданину, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
Как написать жалобу?
Жалоба на врача составляется в письменной и свободной форме, но с обязательным указанием определенной информации. Чтобы заявление рассмотрели, необходимо добавить в жалобу:
- Паспортные данные заявителя;
- Номер СНИЛС;
- Информацию о поликлинике/больнице/клинике (название, номер, адрес и т.п.)
- ФИО врача;
- Дата и место обращения;
- Суть претензии с подробным описанием проблемы (желательно с доказательствами);
- Требования заявителя;
- Дата написания жалобы и подпись.
Жалобу можно самостоятельно отнести в организацию или отправить по почте России. Если ответ не был получен в течение 30 дней, необходимо использовать иные варианты защиты своих прав (обращение в суд, прокуратуру).
Грамотно подготовленный юридически обоснованный документ играет важную роль в таких ситуациях. Чтобы увеличить свои шансы на положительный исход дела, вы можете доверить подготовку жалобы нашему юристу. Нужно заполнить форму, кратко описать ситуацию, а система предложит помощь юриста. А главное — все это можно сделать не выходя из дома.
Можно ли требовать от врача возмещения расходов?
По ЗоЗПП в случае, если услуга была оказана некачественно, вы вправе потребовать:
- уменьшения стоимости обслуживания (в случае с медицинскими услугами это применяется в частных клиниках);
- повторного оказания услуги;
- устранения недостатков, допущенных в ходе обслуживания;
- возмещения расходов.
Допустим, вам некачественно поставили сделали чистку лица и по этой причине кожа сильно воспалилась, появились новые высыпания. Не стали возвращаться в ту клинику, где вам делали чистку, а обратились к другому специалисту, чтобы тот устранил недостатки оказанной услуги. После повторного лечения вы вправе обратиться в первую клинику и потребовать возмещения расходов.
Когда нужно подавать иск?
Врачебная ошибка предполагает, что вред здоровью или жизни был причинен некачественно оказанной медицинской помощью или медицинской услугой. При этом если вы или лицо, уполномоченное в соответствии с законом обращаться за защитой прав умершего или пострадавшего от медицинского вмешательства пациента, считает, что была совершена такая врачебная ошибка, то для восстановления нарушенного права возможно обратиться с иском в суд.
В Гражданском кодексе закреплено право на компенсацию морального вреда. Возмещается по решению суда.
Моральный вред - физические и нравственные страдания.
Порядок следующий:
- Претензия;
- Иск в суд.
Если в досудебном порядке спор не решится, вы вправе обратиться в суд с исковым заявлением о компенсации морального вреда в связи с повреждением здоровья (со смертью родственника) при оказании медицинской помощи.
При наличии оснований и в зависимости от обстоятельств дела можно потребовать компенсацию имущественного ущерба (затраты на покупку лекарств, восстановительное лечение, возмещение расходов на погребение и т.д.), а также выплату неустойки и штрафа за неудовлетворение ваших требований в добровольном порядке.
Не бойтесь, в суде участвовать не нужно, ведь юристы DestraLegal изложат всю позицию в иске, а доказательства приложат к пакету документов.
В этой статье рассмотрели основные нарушения со стороны врачей, способы защиты нарушенных прав, но это не все: существуют и иные основания обращения с жалобой, инстанции для обращения. Каждый случай индивидуальный и даже если вам отказали в удовлетворении жалобы/претензии, то это не значит, что у вас нет права, например, на получение компенсации. Вы всегда можете обратиться к юристам DestraLegal за консультацией - мы будем рады рассказать вам про права пациентов и способы их защиты.
Отстаивайте свои права с DestraLegal. Это просто 💙
%%type:compensation, id:compensation_service%%