Покупая билет на то или иное мероприятие, мы редко держим в голове планы отступления или вовсе берём билет на авось. Встретить сейчас отмену представления по причине введения карантинных мер также почти невозможно. А значит, можно не бояться переноса мероприятия на год вперёд, задержку в выплатах и другие оказии. Раз ситуация устоялась, нужно научиться возвращать деньги за билеты по действующему регулированию, а мы вам с этим поможем.
%%type:widget, id:event_canceled?disputeId=created, name:quiz%%
Оглавление
- Что нужно знать про возврат билетов
- Что говорит Билетер по этому поводу
- Какие документы нужно приложить, чтобы вернуть деньги
- Как подается заявление на возврат
Что нужно знать про возврат билетов
С начала 2020 года были внесены изменения, касающиеся порядка возврата билета на культурное мероприятие. Если раньше некоторые элекменты регулирования были спущены до уровня организатором мероприятия, например, до какого дня можно аннулировать билет и затребовать возврат денег, то сегодня права посетителей уравнялись.
Неважно, у какого звена в торговой цепи была осуществлена покупка. Это может быть организатор мероприятия и другой посредник как Билетёр, Яндекс Афиша или Тикетлэнд – каждое звено отвечает за возврат, если требование было адресовано ему.
Немотивированный возврат
Начнём с возврата билетов по причинам, не связанным с болезнью, смерть или отменой мероприятия, когда иницииатором расторжения выступает посетитель. Допустим, вы захотели посетить Мариинский театр на День всех Влюблённых, а накануне вы расстаетесь с партнёром, отчего поход утрачивает смысл. Либо захотели посестить Стэнд-ап, но вас отправили на незапланированную командировку в другой город. Здесь можно придумать и другие объяснения, почему билет больше вам не нужен.
Согласно федеральному закону и постановлению Правительства размер денежных средств, подлежащих возврату посетителю за неиспользованный билет рассчитывается организацией исполнительских искусств, музеем либо уполномоченным лицом в соответствие с законом. Другими словами, если по прошлому регулированию организаторы мероприятия или просто продавцы могли предусматривать собственные правила возврата и ограничивать сроки, то сейчас требования едины.
Размер, подлежащий возврату, рассчитывается в зависимости от того, когда вы пожелали отказаться и направили заявление:
- если не позднее чем за десять дней до дня проведения мероприятия, возвращается полная стоимость билета,
- если менее чем за десять дней, но не позднее чем за пять дней до дня проведения мероприятия, возврату подлежит не менее 50 процентов цены билета,
- если менее чем за пять дней, но не позднее чем за три дня до проведения, то возврату подлежит не менее 30 процентов от стоимости,
- если до мероприятия осталось менее 3 дней, организатор мероприятия вправе не возвращать посетителю стоимость билета. Законодатель говорит лишь про право на отказ, однако нередко организаторы соглашаются на возврат и в более приятные сроки (например, за день до мероприятия).
Если продажа осуществлялась на особых условиях приобретения билетов, а именно: по льготе или скидкам,– билеты могут не подлежать возврату (за исключением именных). Например, льготные билеты предоставляются по той же Пушкинской карте, а скидки выставляются организатором мероприятия.
Если в законе говорится про то, что билеты «могут не приниматься к возврату», то правительством был установлен другой порядок в подп. г) п. 16 постановления. В этом пункте указано, что для возврата билет не должен быть приобретен в рамках специальных программ и акций, предусматривающих особые условия приобретения билетов. Отчего складывается непонятная ситуация: закон говорит о том, что билеты можно вернуть при согласии агрегатора или организатора, а подзаконный акт указывает на полный запрет.
На самом деле, постановление Правительства имеет меньшую силу (является подзаконным актом) нежели федеральный закон, поэтому запрет можно будет преодолеть. Но конечное решение зависит от организатора мероприятия. Если он позволяет вернуть даже льготные билеты или билеты по скидке, то следуем его решению.
Мотивированный возврат
Что касается обоснованных возвратов билета, когда произошла отмена мероприятия, посетитель заболел и может подтвердить это документами, либо у посетителя не ранее чем за 14 дней до мероприятия и не позднее дня мероприятия умер член семьи или близкий родственник, то указанные выше сроки и процентное соотношение не предусматриваются. Вернуть стоимость билетов можно, а иногда посетителю не требуется вовсе обращаться к организатору или иному уполномоченному лицу за возвратом билета.
В случае отмены, замены либо переноса мероприятия, возврату подлежит вся стоимость билета. Если посетитель заболел и сможет предоставить документы по установленной форме, либо умер близкий родственник, член семьи, возврату подлежит также вся стоимость билета.
Что говорит Билетер по этому поводу
Правила оформления и возврата билетов регулируется правилами заказа билетов со страницы Билетёра. Если коротко, правила не отличаются от законодательно установленных, поэтому бороться ни с кем нам не придется, спорить тоже. Но так как законодатель предоставил некоторую дискрецию организаторам и продавцам, Билетёр также воспользовался этим.
Билетёр не продает билеты от любых организаторов мероприятия. Прежде всего, он заключает договор, по которым обязуется распространять сведения о приближающемся мероприятии, но также вправе продавать билеты посетителям. Билеты продаются не по номинальной стоимости, а с некой комиссией, который называется сервисным сбором. Если по какой-то причине посетитель не воспользовался билетом, на Билетёр не возлагается обязанность возместить этот сбор. Это также указано в правилах агента.
Согласно п. 3.2 и 5.9 правил в случае отмены, замены либо переноса мероприятия стоимость услуги по распространению не возвращается в связи тем, что услуги по бронированию, оформлению и реализации билетов оказаны надлежащим образом и в полном объеме.
Сравнить это можно, например, с услугами по бронированию авиабилетов через агрегатор. Если клиент не воспользовался билетом, не отправился на рейс авиакомпании или произошли неподконтрольные ему события, тот же Авиасейлс не возвращает сервисный сбор. Обычно он составляет несколько процентов от стоимости самого билета.
Но если услуги Билетёра кажутся вам некачественными, то вернуть можно и стоимость по бронированию. Например, если Билетёр предоставил не полную информацию о мероприятии, допустил технический сбор, от которого были неверно заполнены данные при бронировании билета и так далее.
Только качество услуги оценивается не по субъективным ощущениям, а по тому, были ли отступления от условия договора или требований закона, а как принято оказывать услугу по обычаям делового оборота? Если объективно услуги Билетёра были оказаны недостаточно хорошо, то заявление можно направить на адрес компании (п. 5.10 правил).
Кроме того, законодатель оговаривал, что акционные и льготные билеты могут быть возвращены. Билетёр не компетентен регулировать этот вопрос, поэтому также указывает, что подробная информация содержится в условиях проведения акции. Но главное, что билеты всё также могут быть возвращены (п. 5.7 правил).
Какие документы нужно приложить, чтобы вернуть деньги
Что касается прилагающих документов, то требования представлены в постановлении Правительства и соблюсти их – это то еще испытание на прочность.
Когда требуется направить заявление по причине немотивированного непосещения билета, мы выяснили выше. Если билет нужно аннулировать при болезни или смерти, заявление будет принято даже в день проведения зрелищного мероприятия (п. 27 постановления). В случае представления заявления о возврате представителем посетителя к заявлению о возврате прилагаются копии документов, подтверждающих законное представительство, или оформленная надлежащим образом доверенность (п. 8, 26, 39 постановления).
Помимо заявления на возврат требуется направить оригинал неиспользованного билета, либо распечатанная копия электронного билета, содержащего реквизиты, копия электронного кассового чека для подтверждения проведенной оплаты (п. 7, пп. а) п. 25, пп. а) п. 38 постановления). Оставшиеся документы разнятся от причины отказа от посещения.
Документы при болезни:
- документ, удостоверяющий личность заявителя
- копия листка нетрудоспособности либо справки (медицинского заключения), выданных медицинской организацией и подтверждающих факт заболевания, препятствующего посещению зрелищного мероприятия
Документы при смерти родственника:
- документ, удостоверяющий личность заявителя
- копия свидетельства о смерти лица, являвшегося членом семьи заявителя либо его близким родственником по форме № 106/у-08, либо копия справки о смерти такого лица, выданного отделом записи актом гражданского состояния
- копии документов, подтверждающих, что умершее лицо являлось членом семьи заявителя
Как подается заявление на возврат
Заявление и подтверждающие документы нужно направить в отсканированном виде через форму возврата билетов на сайте. Если возврат обоснован болезнью или смертью члена семьи, документы можно также направить на адрес электронной почты: bilet@bileter.ru.
Если возврат был вызван болезнью, то проверка фактов осуществляется в течение 10 дней. В случае необходимости указанный срок рассмотрения может быть увеличен до 30 дней. На рассмотрение заявления на возврат по случаю смерти на рассмотрение даются те же 10 дней, которые могут быть растянуты до 20 дней при необходимости проверки фактов.
Если не были соблюдены требования для возврата (не все документы приложены, не по той форме, не в том виде), не позднее 5 дней со дня принятия решения Билетер или организатор мероприятия направит уведомление по электронной почте, либо заказным письмом.
Если решение окажется положительным после проверки заявления, то агент сообщает о нем в пределах 3 дней. После принятия решения общий срок для возврата денег составляет 10 дней.
Кроме того, способ возврата денежных средств посетителю определяется в соответствии с собственным порядком возврата. Как правило, возврат осуществляется на расчётный счёт, с которого были списаны деньги при покупке, либо на тот, что был указан в заявлении.
Чтобы сделать всё правильно, следует придерживаться следующего плана:
- Заполните заявку на сайте Билетёра или направьте документы на электронную почту.
- Если возврат не будет осуществлен в установленные сроки, направьте заявление вместе с приложениями (доказательствами, используемыми в тексте документа) по адресу регистрации организатора мероприятия заказным письмом по Почте России. Не забудьте приложить все документы, которые мы обговорили выше.
Если заниматься этим нет времени или желания (etc.), можете обратиться к юристам DestraLegal.ru для консультации и подготовки документов за вас.
%%type:widget, id:event_canceled?disputeId=created, name:quiz%%
Если вы получили неправомерный отказ, организатор пропускает все сроки на ответ, либо были запрошены дополнительные документы, которые не прописаны законом, советуем вам не терпеть такое отношение и обжаловать в суде. Вы всегда можете доверить решение спора нашим юристам. В отличие от «физических юристов» не потребуется присутствовать в офисе или быть в определенном городе. Все общение будет проводиться через Интернет, а это залог вашего свободного времени.
Для оформления заказа на работу с юристом, заполните форму «Вернуть деньги за билет на мероприятие». Когда вы ответите на вопросы, система подскажет, есть ли законные основания и какой порядок для разрешения спора. Если вы сомневаетесь или хотите убедиться в ответе, напишите юристу в чат. Он находится в окошке справа и всегда будет рад проконсультировать.
Всегда ваш, DestraLegal
%%type:compensation, id:event_canceled?disputeId=created%%