Часы – не только аксессуар, но и технически сложный товар, вернуть который бывает непросто. Если покупка оказалась неудачной, а часы не соответствуют ожиданиям или имеют дефекты, можно ли потребовать возврат денег?
Да! Деньги за часы можно вернуть, если они были приобретены ненадлежащего качества. Как? Разберемся детально в статье.
Не хотите читать статью? Желаете уже сейчас получить персональную консультацию юриста? Наши специалисты всегда готовы помочь. Чтобы юрист с вами связался ответьте на пару вопросов в форме "Вернуть товар".
%%type:widget, id:purchase-returns, name:quiz%%
Оглавление
- Когда часы можно вернуть: права покупателя
- Особенности возврата технически сложного товара
- Как составить претензию на возврат часов?
Когда часы можно вернуть: права покупателя
Согласно законодательству о защите прав потребителей, покупатель имеет право вернуть товар в двух случаях:
- если товар имеет дефекты (недостатки), снижающие его ценность, функциональность или безопасность;
- если товар надлежащего качества, но не подходит покупателю по размеру, форме, расцветке или другим характеристикам.
Часы входят в перечень технически сложных товаров.
В таком случае вернуть часы вы можете, если:
- предъявите требование о возврате денег в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
- по истечении 15 дней возврат возможен будет только если: а) обнаружен существенный недостаток товара; б)нарушен установленный Законом сроко устранения недостатков товара; в) невозможно использовать товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Существенным недостатком в данном случае является неустранимый дефект, который повторяется вновь и вновь.
Сюда можно включить: механические дефекты, повреждения корпуса или браслета, нарушения в работе функций и тд.
Если часы вы заказывали из интернета, то по закону вы имеете право вернуть товар в течение 7 дней по любой причине.
В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
То есть вернуть товар вы можете по любой причине в течение 7 дней, а в некоторых случаях в течение 3-х месяцев вне зависимости от того является ли этот товар качественным/некачественным, подпадает ли в список «невозвратных» товаров.
Для многих покупателей непонятным остаются правила возврата товаров, выполненных на заказ. Сейчас все объясним.
Например, покупатель заказал у мастера часы с индивидуальным дизайном: корпус определенной формы, особый материал для ремешка, нанесение гравировки с уникальным узором. Через некоторое время после получения заказа покупатель решил вернуть часы, ссылаясь на то, что они ему не подходят или просто разонравились, и попросил вернуть деньги.
Имеет ли покупатель право на возврат?
По закону РФ, правила возврата для товаров, изготовленных по индивидуальному заказу, отличаются от стандартных. Согласно Закону о защите прав потребителей, если товар изготовлен с учетом специфических требований заказчика (индивидуальный заказ), вернуть его просто по причине, что он не подошел или разонравился, невозможно.
Покупатель имеет право на возврат такого товара только в случае, если обнаружен брак или несоответствие заказанным характеристикам (например, не тот материал, другой размер, дефекты изготовления и т.п.). Если часы соответствуют заказу и выполнены качественно, то требование покупателя о возврате денег является необоснованным по закону.
Судебная практика:
Между сторонами заключен договор возмездного оказания услуг по изготовлению и поставке художественного мозаичного панно в соответствии с индивидуальными характеристиками и предпочтениями заказчика.Стоимость услуг составила составила 423 000 рублей.
Художественное панно из мозаики было изготовлено, однако истец отказалась принимать выполненный заказ, поскольку, по ее мнению, изделие имеет недостатки, в виде несоответствия цветовой гаммы проекту.Суд отказал истцу в иске потому что:
- изученная судом переписка в WhatsApp, свидетельствует о том, что фотография готового изделия были высланы истцу и одобрены;
- в заключенном договоре, в том числе в представленной переписке, не указывала на необходимость достижения конкретной цветовой гаммы мозаичного панно или исключения конкретных цветов, стороны лишь договорились, что готовое изделие будет похожим на художественное панно из мозаики итальянской компании Sicis и изготовлено по его мотивам
Таким образом, мозаичное панно не имеет недостатков, изготовлено в точности с пожеланиями истца, высказанными при заключении договора. Согласно статьи 26.1 ЗоЗПП потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
(см.Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11.05.2023 по делу N 88-11244/2023, 2-5334/2022)
%%type:widget, id:purchase-returns, name:quiz%%
Особенности возврата технически сложного товара
К технически сложным товарам относятся устройства, включающие сложные технические механизмы или программное обеспечение, например: автомобили, мотоциклы, бытовая электроника (телевизоры, холодильники), компьютеры, смартфоны, часы с функцией «умных часов» и т. д. Полный перечень технически сложных товаров определён постановлением Правительства РФ № 924.
Технически сложный товар надлежащего качества вернуть можно только до передачи покупателю или если обнаружен скрытый недостаток в первые 15 дней после покупки. По истечении этого срока возврат возможен только при обнаружении существенных недостатков.
Если в технически сложном товаре обнаружен недостаток, покупатель может потребовать:
- Замены товара на аналогичный;
- Ремонта товара (бесплатного устранения недостатков);
- Возврата денежных средств.
Важно: по закону продавец обязан предоставить аналогичный товар на время ремонта (если это возможно). Однако, на практике далеко не все продавцы соблюдают это требование. Если продавец не предоставляет замену, покупатель вправе требовать компенсацию.
Возврат или обмен возможен в случае обнаружения существенного недостатка. К существенным недостаткам относят:
- Неустранимые дефекты;
- Дефекты, которые могут появляться снова после ремонта;
- Дефекты, требующие значительных временных затрат на устранение (свыше 45 дней).
Существенный недостаток — это расплывчатое понятие, которое может трактоваться по-разному. Например, если дефект устраняется, но затем проявляется вновь, это может считаться существенным недостатком. Но не все продавцы признают дефект таким сразу, и могут потребовать несколько ремонтов для подтверждения.
Иногда потребуется экспертиза для доказательства, что недостаток действительно существенный.
Если результаты экспертизы покажут, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец не отвечает (неправильная эксплуатация, неправильное хранение или транспортировка товара после передачи покупателю, а также действия третьих лиц или непреодолимой силы), то покупатель обязан будет возместить расходы на экспертизу.
Как составить претензию на возврат часов?
Если продавец отказывает вам в возврате денег за часы или игнорирует ваши обращения, то необходимо направить ему заявление/досудебную претензию.
Определенной установленной формы не существует. Однако есть данные, которые обязательно должны быть в документе, и примерный "скелет" документа, которому стоит следовать:
- Юридический адрес и наименование продавца.
- Личные и контактные данные потребителя.
- Покупка, дата приобретения и ее стоимость.
- Причина обращения.
- Требования покупателя.
- Документы, прилагаемые к заявлению.
- Подпись заявителя и дата.
Уважаемые [Название магазина/организации],
Настоящим заявляю о возврате товара ненадлежащего качества и прошу вернуть уплаченные за него денежные средства. [Далее следует подробное описание товара и подробное описание дефектов и проблем, которые были обнаружены в часах]. На основании ст. 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» прошу: Вернуть денежные средства, уплаченные за товар, в размере [сумма] руб. Прошу рассмотреть мое заявление в установленные законодательством сроки и вернуть денежные средства удобным для меня способом: [указать предпочтительный способ возврата: наличными, на банковскую карту и т.д.]
В случае неудовлетворения моего требования я оставляю за собой право обратиться в Роспотребнадзор и суд для защиты своих прав.
Пример "шапки" претензии и описания фактических обстоятельств дела:
Лучше всего отправлять документ обычной почтой с уведомлением о вручении. Претензию нужно писать на имя генерального директора - его можно уточнить в регистрационных данных компании. Параллельно обратитесь в Роспотребнадзор - как правило, это значительно ускоряет процесс возврата товара. Большинство продавцов не рискуют доходить до суда и удовлетворяют требования покупателей по претензии. Если вы не знаете, как правильно составить претензию, обратитесь к юристу.
Время, необходимое для удовлетворения претензии гражданина, зависит от того, какое именно требование им было заявлено. Законодательство содержит следующие сроки:
- Для бесплатного ремонта — минимальный срок либо не более 45 дней, когда между сторонами есть письменное соглашение — ст. 20 ЗоЗПП.
- Для замены товара — 7 дней. В случае проведения экспертизы — не более 20 дней. Когда необходимое для замены изделие отсутствует, то срок увеличивается до месяца — ст. 21 ЗоЗПП.
- Для требований о снижении стоимости покупки, возмещении расходов на ремонт, возврате цены изделия, а также о возмещении убытков — 10 дней в соответствии со ст. 22 ЗоЗПП.
У вас остались вопросы? Можете оставить заявку на консультацию в форме "Вернуть товар".
Юрист оперативно свяжется с вами и ответит на все интересующие вопросы.
Ваш DestraLegal ♥
%%type:compensation, id:purchase-returns%%