Если вы купили запчасть для техники, и та оказалась ненадлежащего качества, могут возникнуть трудности с возвратом. Например, продавец будет настаивать на том, что вы неправильно ее подобрали, запчасть надлежащего качества, но именно вы неправильно ее эксплуатировали, либо проведет экспертизу, которая покажет, что деталь действительно качественная.
Не все споры заканчиваются мирным разрешением на досудебном этапе и не всегда продавцы идут навстречу на основании заявления, написанного на скорую руку и от руки. Чтобы понимать права потребителя, сроки на предъявление требований и особенности некоторых требований, разберем в этой статье процедуру возврата некачественной запчасти.
%%type:widget, id:purchase-returns, name:quiz%%
Оглавление
- Права покупателя при выявлении брака детали
- Сроки на предъявление требований о возврате запчасти
- Если продавец отказался вернуть деньги
Права покупателя при выявлении брака детали
Детали и запчасти можно приобрести не только в розничном магазине, но и с рук. Если в первом случае покупатель будет признаваться потребителем и дополнительно защищаться Законом о защите прав потребителя, то во втором случае разрешение спора будет выводиться только на основании положений гражданского кодекса.
На самом деле, сравнивая нормы потребительского законодательства и общих положений купли-продажи, можно найти не так много сравнений. Однако в пункте 6 статьи 503 ГК РФ прямо указано, что правила – регулирующие права покупателя при возврате товара ненадлежащего качества – применяются, если законами о защите прав потребителей не установлено иное. В этом проявляется приоритет специального законодательства – потребительского – над положениями ГК РФ, а также выводится особый статус потребителя как стороны договора.
По договору купли-продажи продавец обязан передать вещь, отвечающую качеству, обговоренному сторонами. Если стороны не заключали договор в письменном виде, не обсуждали отдельно требования к качеству (например, чтобы оно было повышенным), то продавец обязан передать товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Если качество детали отвечает желать лучшего, недостатки не были оговорены продавцом, то покупатель может по своему выбору потребовать:
- замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества,
- соразмерного уменьшения покупной цены,
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара,
- возмещения расходов на устранение недостатков товара.
При этом, если договор заключался физическим лицом с юридическим или индивидуальным предпринимателем, товар приобретался для личных, семейных, никак не связанных с предпринимательской деятельностью, нуждами, то имеет место потребительский спор. В этом случае потребитель помимо перечисленных выше требований может отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Согласно п. 5 ст. 503 ГК РФ при отказе от исполнения договора розничной купли-продажи с требованием возврата уплаченной за товар суммы покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. При возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или подобных обстоятельств.
Иными словами, если покупатель приобрел товар ненадлежащего качества, недостатки могут проявиться много позже передачи товара. Поэтому продавец не может и не должен ожидать, что к нему вернется товар того же товарного вида, с теми же потребительскими свойствами. И, как следствие, он не может вернуть покупателю сумму меньшую, по сравнению с той, которая была уплачена покупателем.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 504 ГК РФ (в законе о защите прав потребителя содержится такое же положение) при возврате продавцу товара ненадлежащего качества покупатель вправе потребовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором розничной купли-продажи, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения его требования, а если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.
Это означает, что потребитель не может быть поставлен в худшее положение, как если бы нарушение права изначально не возникало. Если вы приобретали деталь за 1000 условных единиц, спустя полтора года выявили недостатки, требуете возврата цены товара, но за это время запчасть стала стоить 2000 условных единиц, продавец должен вернуть стоимость товара на момент удовлетворения требований.
Последнее, что стоит учитывать, – это то, что потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Подобное право также предусматривается для покупателя, не являющегося потребителем, на основании статьи 15 ГК РФ.
Чтобы понимать, что такое убытки, нужно заглянуть в пункт 2 данной статьи: под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Право требовать покрытия убытков возникает наравне с основными требованиями, например, на возврат некачественной детали, или на устранение недостатков. Например, покупатель приобрел запчасть, которая оказалась не лучшего качества, в результате ее эксплуатации автомобиль вышел из строя, возникло ДТП и, в добавок, водителю был причинен вред здоровью. Затраты на лечение, на ремонт автомобиля и, вероятнее всего, соседние объекты являются реальным ущербом.
Если, помимо этого, водитель использовал транспортное средство для заработка, провалялся некоторое время в реанимации, не смог зарабатывать в период восстановления, – все это является упущенном выгодой. Конечно, все споры зависят от фактических обстоятельств, но общую линию я показала. Продавец действительно должен возместить убытки, если покупатель докажет их.
Сроки на предъявление требований о возврате запчасти
Согласно ст. 19 закона о защите прав потребителя потребитель вправе предъявить требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
По той причине, что сроки годности или гарантийные не могут быть меньше установленного законом, то для расчета остановимся на общем двухлетнем сроке. Это выводится из того, что договорные условия (а гарантия является соглашением) не могут ставить потребителя в худшее положение по сравнению с тем, что установлено законом.
Если продавец отказался вернуть деньги
Убедившись в том, что у вас есть основания для возврата некачественной детали, соблюдены сроки на выявление недостатков, что вы не повлияли на возникновение недостатков качества, необходимо готовить письменную позицию продавцу. Это может быть не только непосредственный продавец, у которого вы забрали товар, но и импортер, изготовитель – в зависимости от того, кто вероятнее всего и охотнее восстановит нарушенное право.
Перед подготовкой к процессу и написанием искового заявления необходимо выполнить претензионный порядок, а именно: составить грамотную претензию. В отличие от заявлений, которые нередко пишутся по установленной продавцов форме или образцу, претензии вмещают в себя те же реквизиты, что и иск.
В тексте претензии должны быть фактические обстоятельства, предшествующие предъявлению требования, правовая позиция (нормы права и судебная практика), приложения, где вы перечисляете доказательства, обосновывающие ваши требования (например, чеки, экспертиза, фотографии), реквизиты сторон, сами требования и подписи.
Отличие претензии от иска, по большей части, состоит в формальных моментах. Если претензия не требует установленной формы, вы можете упустить в ней некоторые существенные обстоятельства или приложить не все доказательства, то в иске могут быть последствия. Например, судья может возвратить иск, обездвижить его, вернуть иск и так далее.
Если вы направили претензию, но продавец не удовлетворил ваши требования (либо не полностью удовлетворил, не ответил на претензию) в десятидневный срок, то можете смело подготавливать исковое заявление в суд.
%%type:widget, id:purchase-returns, name:quiz%%
Чтобы увеличить свои шансы на положительный исход дела, вы можете доверить разрешение спора нашему юристу. В отличие от «физических юристов» не потребуется присутствовать в офисе или быть в определенном городе. Все общение будет проводиться онлайн, поэтому можете смело продолжать жить в любом месте и не искать юриста по сарафанному радио.
Для оформления заказа на работу с юристом, заполните форму «Вернуть товар». Когда вы ответите на вопросы, система подскажет, есть ли у вас основания для возврата некачественной запчати и предложит решение. Если вы сомневаетесь или хотите убедиться в ответе, напишите юристу в чат. Он находится в окошке справа и всегда будет рад проконсультировать.
Всегда ваш, DestraLegal
%%type:compensation, id:purchase-returns%%