При возврате товара покупатели нередко натыкаются на отказы, в частности, по формальным основаниям. Например, продавец посчитал, что в заявлении не предоставлены материалы, доказывающие требования, не приложены реквизиты для перечисления денег, не предоставлен чек либо покупатель отказывает в предоставлении паспорта. Чтобы не затягивать процедуры по возврату денег и не доводить дело до суда предлагаю разобрать в этой статье насущный вопрос – требуется ли паспорт или паспортные данные для возврата товара.
%%type:widget, id:purchase-returns, name:quiz%%
Оглавление
Требуется ли паспорт при возврате товара
Если вы задумали вернуть товар – как качественный, так и с недостатками, то продавец может потребовать паспортные данные. Ни в гражданском кодексе, ни в потребительском нет прямого ответа, имеет ли право покупатель требовать эти данные, поэтому нужно искать ответ в ином месте.
Но начнем по порядку. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания (ст. 25 закона о защите прав потребителя).
Иными словами, законодатель прямо предусмотрел лишь требование к внешнему виду товара и документам, подтверждающим, что товар был куплен именно у конкретного продавца. Но даже к чеку вопросы снимаются – покупатель может прибегнуть к иным способом доказывания и не обязательно хранить кассовые чеки.
Согласно п. 6.1 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У продавец имеет право запросить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина при возврате товара. Это вызвано тем, что продавцу как стороне ДКП требуется убедиться в том, что лицо, которое обратилось за возвратом товара, является именно покупателем, но не третьим лицом, которое неправомерно завладело товаров.
При этом любая сторона вправе не только при заключении договора, но и расторжении запросить данные, удостоверяющие личность второй стороны. Это объясняется обычной деловой практикой и открытостью сторон: ведь не только интерес потребителя должен быть защищен, но и продавца.
Если получили отказ от продавца после покупки
Если вы выполнили все требования закона, направили заявление для возврата товара, но продавец отходит от положений закона, затягивает процедуру возврата денег или удерживает товар, то стоит переходить в защите.
Вопреки расхожему мнению, для потребительских споров установлен претензионный порядок, который является необходимым и незаменимым этапом, предшествующим обращение в суд. Заявления в свободной форме или тот образец, что дается продавцом на кассах (обычно там нужно проставить галочки и расписаться) не являются подобным процессуальным документом.
Если продавец лоялен на досудебное разрешение спора, подобные письма могут помочь. Однако по закону «заявление» не является досудебным требованием и не содержит в себе правовое обоснование нарушенного права.
Чтобы не затягивать разрешение спора и не доводить до суда, нужно постараться на берегу подготовить грамотную претензию. Помимо описания фактических обстоятельств, предшествующих направлению претензии, необходимо дополнить ее правовым обоснованием, ссылками на законодательство и судебную практику. В завершение требуется поставить дату, роспись, приложить подтверждающие документы (например, подтверждение оплаты, фотографии дефекта, акты оценщика) и пригрозить, что в случае неурегулирования спора на досудебном этапе последует суд.
По общему правилу, на удовлетворение требований у продавца есть 10 дней. Если по претензии требование не было удовлетворено или ответ вы не получили вовсе, можно обращаться с иском в суд. Договор между продавцом и покупателем регулируется Гражданским кодексом РФ и законом о защите прав потребителя, поэтому в случае отказа позволяет требовать помимо основного требования неустойку, штраф за отказ удовлетворить ваши требования в добровольном порядке, компенсацию морального вреда, судебные расходы, а также другие убытки, если те обоснованы.
%%type:widget, id:purchase-returns, name:quiz%%
Хотя упоминание иска кажется делом непривычным и сложным, и многие не знают, как вести себя в суде, – это не потребуется. Достаточно подготовить грамотную позицию, направить в надлежащем виде по почте, просить судью рассмотреть дело в отсутствие истца и взыскать компенсацию.
Для оформления заказа на работу с юристом, заполните форму «Вернуть товар». Когда вы ответите на вопросы, система подскажет, есть ли у вас основания для возврата товара. Если вы сомневаетесь или хотите убедиться в ответе, напишите юристу в чат. Он находится в окошке справа и всегда будет рад проконсультировать.
Всегда ваш, DestraLegal
%%type:compensation, id:purchase-returns%%