Удивительная вещь – не каждый при покупке телефона задумывается о том, распространяется ли на него гарантийный срок и за счет кого можно произвести ремонт в случае поломки. Но это лишь полбеды: можно знать о гарантийном сроке, обратиться к продавцу, но получить отказ, мотивированный тем, что за дефекты отвечает изготовитель, под гарантию подпадают не все случаи и далее по списку. Чтобы не оказаться на этом месте и разбираться в реализации своих прав, разберем в этой статье права потребителя при выявлении поломки.
%%type:widget, id:defective-goods?disputeId=created, name:quiz%%
Оглавление
- Как отремонтировать мобильный по гарантии
- Права потребителя при недостатках ремонта
- Сроки на выявление недостатков и предъявление требований
Как отремонтировать мобильный по гарантии
Приобретая определенную технику, вы вступаете в договор купли-продажи, в котором являетесь не просто покупателем, но потребителем. Потребитель – это лицо, которое приобретает товар для личных, семейных нужд, никак не связанных с предпринимательской деятельностью и без намерения извлекать прибыль от использования конкретного товара.
Помимо целевой составляющей, потребитель, чтобы являться потребителем, должен вступить в отношения с дельцом – это может быть как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо. Если вы соблюдаете все предписания, то помимо положений гражданского законодательства, распространяются нормы Закона о защите прав потребителя.
По закону, при передаче товара покупателю тот должен отвечать требованиям, установленным в договоре, быть пригодным для целей, для которых товар такого рода обычно используется, а также соответствует образцу и/ или описанию. Это не значит, что, если вы покупаете изначально поломанную цель с рук, чтобы после разобрать ее на детали, она должна работать. Однако при покупке продавец должен вас проинформировать о всех особенностях товара, при наличии дефектов сообщить это и, для достоверности, прописать в договоре.
Товар должен соответствовать требованиям качества в момент передачи покупателю, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются. В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, переданный покупателю товар должен отвечать этим требованиям в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).
Учитывайте также, что гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором купли-продажи.
Иными словами, при передаче товара продавец может, но не обязан предусмотреть гарантию качества. В пределах срока, который указан в гарантийном талоне, товар должен быть пригодным для целей, ради которых товар изначально приобретался.
Если покупатель оплачивал мобильный телефон, то он должен – при прочих равных – работать в течение всего гарантийного срока. Если до истечения этого срока товар выходит из строя, можно обращаться к продавцу, изготовителю, либо импортеру с требованиями.
В законе вы не увидите прямого упоминания обязанности произвести ремонт, однако у покупателя есть иное право – требовать устранения недостатков. Телефон, по смыслу постановления Правительства РФ, относится к технически сложным товарам, для которых предусмотрены отдельные условия для предъявления требований, вытекающих из недостатков качества.
Согласно статье 18 закона о защите прав потребителя при выявлении недостатков товара покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара,
- нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара,
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Разберем каждое из оснований для предъявления требований по истечение 15 дней с момента покупки.
- Существенность недостатка
Если качество не соответствует разумным требованиям, недостатки товара выявляются вновь и вновь, являются неустранимыми или для устранения требуют изрядного количества сил и денег, недостаток признается существенным. По обычаю, существенность недостатка доказывается продавцом.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).
Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения работы, оказания услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков. Иными словами, если вы уверены, что недостаток товара действительно неустранимый, вы никак не повинны в поломке, то можете заявлять требование из недостатков товара. Бремя доказывания будет лежать на продавце, который может обращаться к независимому оценщику и прибегать к иным доступным доказательствам, которые могут помочь ему опровергнуть ваш довод.
- Нарушение сроков на устранение
Согласно пункту 1 статьи 20 ЗоЗПП если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
Если по истечение обговоренного срока недостатки с достоверностью не будут устранены, то стороны могут назначить новый срок. Однако отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.
Учитывайте также, что на момент осуществления ремонта продавец обязан за свой счет предоставить в трехдневный срок товар, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет.
Таким образом, если продавец и покупатель, для примера, обговорили тридцатидневный срок на устранение дефекта телефона, но сроки будут нарушены по вине продавца, то покупатель может требовать замены товара на аналогичный или возврата стоимости покупки.
- Невозможность использования товара
Последнее основание для замены или возврата стоимости – это невозможность использования телефона в течение гарантийного срока более, чем тридцать дней. Это может проявиться, например, когда товар чинили единожды по причине поломки аккумулятора, спустя время в телефоне перестал работать дисплей и потребовался повторный ремонт.
Предполагать, что покупатель будет обращаться в третий раз к продавцу для починки, когда дефекты возникают повторно, – было бы излишне несправедливо. Поэтому потребитель может расторгнуть договор, вернуть денежные средства, либо заменить товар на аналогичный.
Права потребителя при недостатках ремонта
При выявлении недостатков качества покупатель помимо обращения к непосредственному импортеру, изготовителю, продавцу и иному лицу из цепочки может произвести ремонт силами третьих лиц. Например, если оказался в ином городе и нет возможности связаться с конкретным продавцом, либо продавец утратил доверие.
Между тем, можно тем не менее оказаться в ситуации, когда товар будет отремонтирован недостаточно хорошо. В этом случае права будут основываться на подрядном договоре, но не купли-продажи.
Если качество ремонта оставляет желать лучшего, потребитель может по своему выбору потребовать:
- соразмерного уменьшения установленной за работу цены,
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков работы в разумный срок,
- возмещения своих расходов на устранение недостатков,
- проведения повторной работы.
Если качество не соответствует разумным требованиям, недостатки работы выявляются вновь и вновь, являются неустранимыми или для устранения требуют изрядного количества сил и денег, недостаток признается существенным. В случае выявления недостатка такого рода или иных существенных отступлений от условий договора, можно требовать возврата уплаченной цены. Также можно просить возместить убытки, если те возникли.
Для примера, вы обратились в сервисный центр для проведения ремонтной работы. Изначально запрос звучал следующим образом: требуется починить динамик, который мешает работе, невозможно вести рабочие разговоры, да и вообще недостаток возник не по вашей вине.
Но после проведения ремонта окажется, что подрядчик заденет существенные элементы телефона, после чего тот перестанет работать, а вам потребуется срочно покупать новый телефон. Этот случай является убытком, то есть расходом, который был понесен на устранение нарушенного права. Конечно, можно вообразить другие убытки. Например, расходы на юридические услуги или почтовые отправления.
Сроки на выявление недостатков и предъявление требований
По закону, потребитель вправе заявить требования, которые мы разбирали выше, в течение гарантийного срока. Если срок не был установлен, то в течение разумного срока, не превышающего двух лет. Если гарантийный срок ниже, но недостатки возникли до передачи товара или по причинам, возникшим до этого момента, то срок продлевается до двух лет. Другими словами, всегда опираемся на двухлетний срок.
Согласно п. 6 ст. 18 закона о защите право потребителя в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Но в целом эта выделенная часть справедлива. Потребитель действительно не вправе требовать устранения недостатков и предъявлять иные требования, если он повинен в поломке и других дефектах. Продавец отвечает только за те недостатки, которые произошли по его вине – до передачи товара или по причинам, которые возникли до передачи.
Мы уже определились, что недостатки должны быть устранены в разумный срок, не превышающий 45 дней. Если сроки нарушаются, и покупатель предъявляет иные требования, вытекающие из статьи 18 потребительского закона, то установлен общий десятидневный срок на удовлетворение требований.
Согласно указанной норме, требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
Таким образом, направляя претензию продавцу, ожидайте ответ в течение 10 дней. Если по истечении этого срока (или большего срока, который вы поставили) продавец не удовлетворит требования в отношении смартфона или вовсе не ответит на письмо, можно смело готовить иск в суд.
%%type:widget, id:defective-goods?disputeId=created, name:quiz%%
Чтобы увеличить свои шансы на положительный исход дела, вы можете доверить разрешение спора нашему юристу. В отличие от «физических юристов» не потребуется присутствовать в офисе или быть в определенном городе. Все общение будет проводиться онлайн, поэтому можете смело продолжать жить в любом месте и не искать юриста по сарафанному радио.
Для оформления заказа на работу с юристом, заполните форму «Ремонт некачественного товара». Когда вы ответите на вопросы, система подскажет, есть ли у вас основания для ремонта или возмещения расходов на ремонт. Если вы сомневаетесь или хотите убедиться в ответе, напишите юристу в чат. Он находится в окошке справа и всегда будет рад проконсультировать
Всегда ваш, DestraLegal
%%type:compensation, id:defective-goods?disputeId=created%%