Назад к блогу

Возврат ювелирных изделий

Обсудим, действительно ли нельзя вернуть ювелирные изделия либо в некоторых случаях можно?

-----------------------------------9

Задумывая крупную покупку, в том числе ювелирного украшения, нужно понимать отходные пути. Изделие может не подойти получателю подарка, не сочетаться с остальными украшениями, не совпадать с картинкой из Интернета либо вовсе оказаться ненадлежащего качества. При этом ювелирные изделия – это не такой товар, который можно вернуть по велению сердца по любой причине в пределах 14 дней, не считая день покупки. Поэтому в этой статье мы рассмотрим основания для возврата украшений обратно продавцу.

Оглавление

Возможно ли вернуть ювелирное изделие надлежащего качества

По общему правилу, установленному в ст. 25 Закона о защите прав потребителя, потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Между тем, ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и/ или драгоценных камней, ограненные драгоценные камни относятся к числу непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену (п. 9 Перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463).

А значит – в общем порядке товар, который приобретен в магазине, не подлежит возврату или обмену на аналогичный товар. Обойти запрет возможно только при условии, что драгоценное изделие было заказано (не по собственному эскизу и индивидуального свойства) дистанционным способом, в частности – через Интернет.

Как указано в постановлении Правительства, при дистанционном способе продажи товара возврат ювелирных изделий надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара у продавца, и потребительская упаковка. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения ювелирных изделий.

Под другими доказательствами понимается, например, выписка из банковского счета, подтверждение банковских переводов, свидетельские показаниям. Также возможно запросить у продавца копию чека (если покупатель помнит дату и время покупки).

Помимо этого, ювелирные изделия нередко изготавливаются по заказу потребителя. Изготовителем может быть как предприниматель (зарегистрированный как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), так как и частное лицо. В любом случае заказчик вправе отказаться от изделия до завершения работы над ним с покрытием фактически понесенных расходов исполнителя (п. 1 ст. 782 ГК РФ).

Однако если работа выполнена надлежащим образом и результат работ (само ювелирное изделие) принят потребителем, выполненные работы подлежат оплате в полном объеме. Таким образом, в этом случае потребитель не вправе вернуть изделие только по тому основанию, что передумал.

Таким образом, если ювелирное изделие приобреталось в оффлайн магазине, недостатков не наблюдается, вернуть его не получится в силу прямого запрета. Если изделие заказывалось через Интернет (или иным дистанционным образом), то возврат возможен при условии, что сохранен товарный вид и документы, подтверждающие покупку.

Если изделие изготовлялось с нуля и лично под вас (на основании договора подряда), отказаться от работы можно при условии, что работа не была завершена. Но в последнем случае заказчику придется покрыть расходы исполнителя, которые были понесены до момента отказа.

Получение не всей информации об изделии при покупке

Необходимо понимать, что потребитель имеет право на полную и достоверную информацию об ювелирном изделии, а изготовитель/ продавец обязаны своевременно предоставлять таковую ему.

Информация о предлагаемых к продаже ювелирных изделиях должна содержать извлечения из нормативных правовых актов, устанавливающих порядок опробования, анализа и клеймения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и сертификации драгоценных камней.

К тому же, ювелирные изделия должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя (или импортера и страны происхождения (производства) изделия), артикула и/ или модели, общего веса изделия, наименования драгоценного металла и его пробы, наименования, веса, формы огранки и качественно-цветовых характеристик вставок драгоценных камней, наименования вставок, не относящихся к драгоценным камням, а также цены изделия. При продаже изделия должны иметь потребительскую упаковку (п. 47, 48 , 50 постановления Правительства N 2463).

Если при покупке информация не была предоставлена потребителю, она была недостаточной, не было потребительской упаковки, то потребитель вправе в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за ювелирное изделие суммы и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить ювелирное изделие (п. 3 ст. 495 ГК РФ, п. 1 ст. 12 Закона N 2300-1).

Возврат изделий ненадлежащего качества

Если ювелирное изделие оказалось ненадлежащего качества – возвратить проще, так как на лицо все основания. Качество товара должно отвечать требованиям договора (то есть купли-продажи или подряда). Если договора не было, либо качество не обговаривалось, то продавец обязан передать товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Условно, если вы приобретали украшение из белого золота, которое при носке начало окисляться по примеру серебра, на товаре не было информации о таком металле, то на лицо недостаточно товара.

В случае, если вы выявили недостатки ювелирного изделия, вы можете вернуть товар продавцу (изготовителю или импортеру), расторгнуть договор и затребовать возврата денежных средств. Помимо этого, потребитель по своему выбору может потребовать следующего:

  • замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула),
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены,
  • соразмерного уменьшения покупной цены,
  • незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.

При заявлении требований выбор остается только за вами. Если вы посчитали, что вам нужно именно вернуть уплаченную стоимость и не требуется замена, продавец не может отказаться вам на этом основании. По общему правилу, потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Сроки на предъявление требований

Покупатель вправе предъявить требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации, ИП, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором (п. 1 ст. 19 закона N 2300-1).

По той причине, что сроки годности или гарантийные не могут быть меньше установленного законом, то для расчета остановимся на общем двухлетнем сроке. Это выводится из того, что договорные условия (а гарантия является соглашением) не могут ставить потребителя в худшее положение по сравнению с тем, что установлено законом.

Если были выявлены существенные недостатки изделия, потребитель вправе потребовать от изготовителя (уполномоченной организации или уполномоченного ИП, импортера) безвозмездного их устранения, если докажет, что такие недостатки возникли до передачи потребителю ювелирного изделия или по причинам, возникшим до этого момента.

Недостаток признается существенным, если на его устранение требуется приложить много усилий, несоразмерных денег или времени. Существенность недостаточно доказывается от случая к случаю, поэтому именно ваш случай может оказаться таковым.

Это требование можно заявить, если недостатки ювелирного изделия обнаружены по истечении двух лет со дня его передачи потребителю, в пределах установленного на ювелирное изделие срока службы, либо 10 лет со дня передачи ювелирного изделия потребителю – если срок службы на ювелирное изделие не установлен.

Если требование об устранении недостатков ювелирного изделия не будет удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель вправе возвратить ювелирное изделие изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному ИП, импортеру) и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы (п. 6 ст. 19 Закона N 2300-1).

Как вернуть товар и не получить отказ

Убедившись в том, что у вас есть основания для возврата ювелирного изделия, соблюдены сроки на выявление недостатков, что вы не повлияли на возникновение недостатков качества, необходимо готовить письменную позицию продавцу или другому лицу из торговой цепочки. Это может быть не только непосредственный продавец, у которого вы забрали товар, но и импортер, изготовитель – в зависимости от того, кто вероятнее всего и охотнее восстановит нарушенное право.

Перед подготовкой к процессу и написанием искового заявления необходимо составить претензию. В отличие от заявлений, которые нередко пишутся по установленной продавцов форме или образцу, претензии вмещают в себя те же реквизиты, что и иск. В тексте претензии должны быть фактические обстоятельства, предшествующие предъявлению требования, правовая позиция (нормы права и судебная практика), приложения, где вы перечисляете доказательства, обосновывающие ваши требования (например, чеки, экспертиза, фотографии), реквизиты сторон, сами требования и подписи.

Отличие претензии от иска, по большей части, состоит в формальных моментах. Если претензия не требует установленной формы, вы можете упустить в ней некоторые существенные обстоятельства или приложить не все доказательства, то в иске могут быть последствия. Например, судья может возвратить иск, обездвижить его, вернуть иск и так далее.

Если вы направили претензию, но продавец не удовлетворил ваши требования (либо не полностью удовлетворил, не ответил на претензию) в десятидневный срок, то можете смело подготавливать исковое заявление в суд.

%%type:widget, id:purchase-returns, name:quiz%%

Чтобы увеличить свои шансы на положительный исход дела, вы можете доверить разрешение спора нашему юристу. В отличие от «физических юристов» не потребуется присутствовать в офисе или быть в определенном городе. Все общение будет проводиться онлайн, поэтому можете смело продолжать жить в любом месте и не искать юриста по сарафанному радио.

Для оформления заказа на работу с юристом, заполните форму «Вернуть товар». Когда вы ответите на вопросы, система подскажет, есть ли у вас основания для возврата товара и предложит решение. Если вы сомневаетесь или хотите убедиться в ответе, напишите юристу в чат. Он находится в окошке справа и всегда будет рад проконсультировать.

Всегда ваш, DestraLegal

%%type:compensation, id:purchase-returns%%

Помощь юриста
Юрист решит вашу проблему под ключ. Узнайте шансы на успех и задайте вопросы бесплатно.

Задать вопрос

Помощь юриста
Юрист проконсультирует, составит документы за вас и подаст их. Узнайте шансы на успех и задайте вопросы бесплатно.
lawyers
Юристы DestraLegal.ru готовы помочь

Задать вопрос

lawyers
Юристы DestraLegal.ru готовы помочь
Остались вопросы? Спросите юриста
Вам ответит автор статьи
Имя
Телефон *
Задать вопрос
Читайте другие статьи
Смотреть все
Иск по защите прав потребителей
Сколько стоит подать иск?
Что делать, если попал в аварию?
Смотреть все
4.95 57