Назад к блогу

Возврат товара без чека

Нужен ли чек для возврата товара? Разбираемся в статье.

vozvrat-tovara-bez-cheka-1

Практически ежедневно мы посещаем магазины и покупаем товары. Но не всё из приобретенного оказывается надлежащего качества. Поэтому тема возврата товаров всегда остается актуальной.

Среди покупателей бытуют различные заблуждения, в частности, что отсутствие чека и упаковки влияет на возможность возврата (забегая немного вперед - практически не влияет).

В статье будем разбираться, как вернуть товар, если вы потеряли чек.

%%type:widget, id:purchase-returns, name:quiz%%


Оглавление:

Нужен ли чек при возврате товара


Согласно п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей покупатель не обязан предоставлять чек при возврате товара.

Вы можете потерять, забыть его дома или вообще не взять при покупке. Это не может быть основанием для отказа в возврате товара и уплаченных за него денежных средств. Поэтому достаточно просто принести товар продавцу и обосновать причину возврата.

Причиной может быть недостаток (брак) товара. Если товар без брака, но не подошел по размеру, габаритам, фасону, расцветке или комплектации, то его тоже можно вернуть в течение 14 дней после покупки.

Правило 14 дней касается только товаров, которые не входят в Перечень невозвратных.

Возможность оплаты товара банковской картой, а значит фиксация транзакции в пользу конкретного лица в конкретное время и дату, так же как и применение электронных чеков (они приравнены к обычным), направляемых на электронную почту или по номеру телефона, становятся новыми способами защиты прав и интересов покупателей.

Поэтому если нет чека, то не нужно придумывать оправдания «забыл» или «потерял», а можно смело предъявлять продавцу выписку из банка или уведомление о списании денежных средств в виде смс-сообщения.

Если у вас возникли сложности при возврате товара без чека, рекомендуем готовое решение "Вернуть товар".

Как вернуть товар без чека в магазин


Как было сказано выше, вернуть товар без чека - законно. Осталось обсудить, как это выглядит на практике.

Процедура возврата товара в магазин проста – вас попросят заполнить заявление и указать причину возврата.

Лучше заполнить его в двух экземплярах: один продавцу, а второй для покупателя. На вашей копии заявления должна стоять дата, ФИО и должность, подпись принявшего заявление сотрудника магазина.

По содержанию заявление выглядит стандартно:

  • наименование магазина;
  • дата приобретения;
  • наименование товара;
  • его модель и артикул;
  • паспортные данные покупателя;
  • требование вернуть деньги и обоснование причины возврата;
  • дата подачи заявления и подпись.

Так как товарный чек отсутствует, то будет разумно не заострять на этом внимание в заявлении. Важно взять с собой паспорт и банковскую карту, если товар был оплачен безналичным расчётом.

Напомним основные правила возврата непродовольственных товаров надлежащего качества. Срок, предусмотренный законом для осуществления возврата – 14 дней после дня покупки. Товар не должен быть в использовании, должен сохранить потребительские свойства и товарный вид.

Важно сохранить фабричные ярлыки и бирки (не магазинные!) - они обычно вшиты в швы. Бракованную вещь можно вернуть, даже если она была использована, ведь иногда невозможно узнать о дефекте, не попользовавшись ей какое-то время.

Как видите, наличие чека не влияет на возможность возврата товара независимо от того, что это за товар и как он был куплен (за наличной расчет или по карте).

Как ещё можно доказать оплату покупки


Можно потребовать продемонстрировать запись с камер видеонаблюдения или предоставить выписку операций по банковской карте. Можно и привлечь «свидетеля» покупки.

Кстати, свидетелем может быть не только человек, сопровождавший вас во время шопинга, но и сотрудник магазина.

А еще можно предоставить продавцу гарантийный талон с его печатью и подписью или ценник (бирку) с указанием наименования продавца.

Все эти методы не противоречат законодательству и с легкостью могут быть использованы на практике. Так что, не бойтесь пользоваться такими способами независимо от того, находитесь вы в бутике в центре города или деревенском магазине промтоваров.

Судебная практика:

К сожалению, иногда продавцы требуют предоставлять кассовый чек, и на помощь приходит мировой суд, который разъясняет сторонам их права. Так в деле о возврате автомобильных запчастей покупатель (истец) решил вернуть неподходящие детали, а продавец (ответчик) отказал принять их обратно, мотивировав это тем, что у покупателя не было кассового чека. Более того, представитель продавца пояснил, что по указу руководителя без чека товары обратно не принимаются.

Суд подчеркнул, что исходя из положений Закона о защите прав потребителей и Гражданского кодекса отсутствие у потребителя кассового и товарного чека либо иного документа, подтверждающего покупку товара, не является основанием для отказа в возврате товара.

Суд посчитал, что права покупателя были нарушены и удовлетворил его требования о приеме товара и возврата денежных средств. Кроме того, суд решил взыскать с продавца не только неустойку, но и компенсацию морального вреда.

В дополнение к обязанности забрать товар и вернуть за него уплаченную сумму, продавцу возможно придется выплатить неустойку (в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки), возмещение морального ущерба, расходы на законного представителя в суде и государственную пошлину.

Если у вас остались вопросы относительно того, как доказать факт покупки товара, то рекомендуем наше готовое решение "Вернуть товар". Или ответьте на несколько вопросов ниже и сможете сразу связаться с нашими юристами.

%%type:widget, id:purchase-returns, name:quiz%%

Возврат товара без чека и упаковки


Еще одно распространённое заблуждение, которое пугает разочаровавшихся покупателей и широко применяется продавцами – якобы обязательное наличие упаковки. В законе нет требования хранить упаковку товара, это не является условием для отказа в возврате.

Но есть пара исключений:

  • упаковка будет обязательным условием возврата, если это указано в договоре или на самом товаре;
  • упаковка неотделима от товара (например, флакон духов).

Это означает, что повреждение или отсутствие упаковки приравнивается к повреждению товара.

Несмотря на то, что требования о наличии упаковки в законе отсутствуют, продавцы часто трактуют это в свою пользу и не принимают товар. Это является плодотворной почвой для появления судебной практики, а она довольно противоречива.

Разногласия чаще всего возникают в случае возврата качественного товара, когда продавец «прикрывается» отсутствующей или поврежденной упаковкой в целях не расторгать договор купли-продажи, а значит не собирается забирать вещь и возвращать деньги покупателю.

Судебная практика:

Продавец отказался принимать обратно обои по причине деформации упаковки. Покупательница утверждала, что не могла не снять упаковку, так как это было необходимо для того, чтобы определить, подходят ли они по цвету.

Продавец утверждал, что для цели полноценной оценки товара обои представлены в зале магазина, а также женщине было предложено воспользоваться образцом из зала для принятия решения, но она отказалась. Хотя при возврате товара обои сохранили свой товарный вид и потребительские свойства, суд принял сторону продавца, мотивировав это тем, что без упаковки обои не могу быть реализованы вновь (Решение от 12 декабря 2012 г. по делу № 2-268/2012).

В другом деле суд встал на сторону покупателя. Последний вернул обувь без коробки, в остальном претензий к товару не было - обувь не носили, она не потеряла потребительские свойства.

Продавец посчитал, что отсутствие коробки - это нарушение правил возврата и отказался принимать товар обратно, а, следовательно, и возвращать деньги. Что интересно, продавец утверждал, что без упаковки обувь потеряла свой товарный вид. Суд разъяснил, что магазин нарушил права покупателя, так как отсутствие упаковки не является основанием для отказа в возврате товара (Решение от 3 марта 2014 г. по делу № 02-0027/394/2014).

Возможность возврата товара без упаковки в некоторых случаях все же зависит от вида товара и позиции суда.

Так, если речь идет о заводской упаковке, которая предусмотрена для сложной транспортировки или длительного хранения товара на складе, то в данном случае, суд, скорее всего, посчитает, что отсутствие или повреждение такой упаковки может быть обоснованной причиной в отказе вернуть товар продавцу.


Как защитить свои права?


Начать стоит с подачи заявления к продавцу, его содержательную часть мы оговорили выше. Если подача заявления с требованием вернуть денежные средства не принесла желаемого результата, то следующим шагом будет обращение в территориальное отделение Роспотребнадзора.

Для обращения необходим второй экземпляр заявления к продавцу и заявление непосредственно в Роспотребнадзор с описанием ситуации и важных деталей.

Падать обращение можно через Единый портал Роспотребнадзора. Для подачи обращения нужно заполнить электронную форму в разделе «Для граждан», «Обращения граждан». После этого обращение регистрируется и рассматривается в течение 30 дней.

В случае необходимости проведения дополнительных действий срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

Вывод: как потребитель вы имеете право получить полную стоимость товара и вернуть его обратно продавцу без чека или без упаковки, или, не имея ни того, ни другого. Это правило работает как в отношении качественного товара (в течение 14 дней), так и при возврате бракованного товара.

У вас есть сомнения относительно возврата товара без упаковки или чека? Рекомендуем форму ниже, в которой вы можете ответить на несколько вопросов и связаться с нашими юристами.

%%type:widget, id:purchase-returns, name:quiz%%


Желаем удачных покупок и успешных возвратов!

%%type:compensation, id:purchase-returns%%%%

Помощь юриста
Юрист решит вашу проблему под ключ. Узнайте шансы на успех и задайте вопросы бесплатно.

Оставить заказ

Помощь юриста
Юрист проконсультирует, составит документы за вас и подаст их. Узнайте шансы на успех и задайте вопросы бесплатно.

Оставить заказ

Читайте другие статьи
Смотреть все
Оспорить штраф от каршеринга МатурКар
Как вернуть деньги за курсы от школы Вебиум
Покупка автомобиля у физического лица юридическим лицом
Смотреть все