Вы решили вернуть покупку в магазин, но сразу возник вопрос: что для этого нужно сделать, какие условия соблюсти? Написать заявление или претензию? Но как? Что указать, а что, наоборот, указывать не нужно? Достаточно ли ссылаться только на закон о защите прав потребителей? Есть ли какие-то хитрости для того, чтобы решение продавца было в вашу пользу и вам вернули деньги за товар?
Мы собрали в статье всю важную информацию и привели пример заявления на возврат. Перед его подготовкой мы советуем ознакомиться с нашим готовым решением “Вернуть товар”: ответив на несколько вопросов, вы сможете узнать шансы на возврат, а также система предложит бесплатную консультацию юриста.
%%type:widget, id:purchase-returns, name:quiz%%
Оглавление:
- Сроки возврата товара
- Требования к товару для его возврата
- Что нужно указать в заявлении на возврат денежных средств за товар
Сроки возврата товара
Прежде, чем писать претензию на возврат товара, стоит удостовериться, что вы не пропустили срок возврата. Иначе денег вы не получите. То, в течение какого времени товар можно вернуть, зависит от вида товара/ его качества/способа покупки:
- В случае возврата товара надлежащего качества, приобретенного в торговом зале, у вас есть 14 дней, не считая дня покупки. Это тот самый случай, когда покупатель обычно говорит, что “товар не понравился” или “что-то не то”. Однако согласно закону о защите прав потребителей нужно указать, что товар не подошел по размеру, цвету, фасону и т.п. И, кстати, продавец не обязан сразу соглашаться принять вещь обратно по вашему желанию. По закону изначально вы вправе претендовать только на обмен товара на аналогичный, который вас устроит по своим характеристикам;
- Если хотите вернуть качественный товар, купленный дистанционно (чаще всего по интернету, но можно и по каталогу, заказать по телефону в “магазине на диване”, по образцу и т.п.), то у вас есть 7 дней (а не 14 дней!) после получения товара. День доставки снова не в счет. Если продавец не уведомил вас в письменном виде о сроке и условиях возврата, то у вас есть целых 3 месяца. Вернуть можно любые товары, приобретенные онлайн, кроме изготовленных на заказ;
- Технически сложный товар можно вернуть только при наличии недостатков. Причем в первые 15 дней после покупки неважно, насколько они серьезные. По истечении данного срока - только в 3 случаях (наличие существенного недостатка, препятствующего использованию товара по назначению; ремонт длится более 45 дней единоразово; недостатки проявляются постоянно и в связи с этим товаром нельзя пользоваться более 30 дней в течение каждого года гарантии). Обратите внимание, что здесь действует правило не 14, а 15 дней и технику без недостатков возможно вернуть только в случае, если вы купили ее по интернету или иным “заочным” способом. Хотя судебная практика по возврату технически сложных товаров не всегда отличается единообразием. Читайте нашу статью “Возврат технически сложного товара”.
- Любой товар ненадлежащего качества (даже из Перечня невозвратных товаров!) можно вернуть в течение гарантийного срока или срока годности. Если он не установлен, то у вас есть 2 года с момента получения товара.
Требования к товару для его возврата
Во-первых, товар надлежащего качества должен быть по-прежнему качественным, как ни странно это звучит. После оформления возврата продавец должен иметь возможность продать его следующему клиенту и получить деньги. Это означает, что товар должен быть и правда новым: сохранить товарный вид и потребительские свойства, фабричные ярлыки и бирки. Крайне нежелательно стирать и гладить вещи. Потом сложно будет доказать, что вы их действительно не носили. А для техники нельзя устанавливать ПО и настраивать ее под себя. Обратите внимание, что магазинные бирки, штрихкоды и т.п. вы вообще сохранять не обязаны. Торговые точки часто не хотят “связываться” с возвратом, объясняя это тем, что срезана бирка. Но нужно четко разделять бирки изготовителя, который вшиты в шов, как правило, и ярлыки, которые “навесили” именно в торговой точке. Если срезали последние, ничего страшного. В случае, если продавец другого мнения, попросите указать пункт закона, где это написано. После такой просьбы все вопросы обычно снимаются;
Во-вторых, товар должен в принципе подлежать возврату в случае, если нет претензий к его качеству. Для того, чтобы удостовериться в этом, следует обратиться к Правилам продажи товаров, вступившим в силу 01 января 2021 года (ранее это было Постановление № 55). Однако тут важны нюансы. Нашли для вас пример интересного судебного дела.
Девушка собралась замуж и приобрела свадебное платье и фату. Позже она обратилась к продавцу с требованием о замене товаров на аналогичные, подходящие по фасону (фата) и размеру (платье). А в случае отсутствия товаров, просила вернуть их стоимость. Однако продавец отказал в удовлетворении требований покупателя на основании того, что в фату вшит гребень, который является предметом личной гигиены на основании п.2 Постановления № 55 (оно действовало на момент рассмотрения дела), а платье сшито из кружева, которое также не подлежит возврату как нетканый материал. Суд же пришел к другим выводам. Так, по мнению суда, гребень является неотъемлемой частью фаты (свадебного аксессуара) и в данном случае предметом личной гигиены не является. А кружево на платье является всего лишь элементом декора, соответственно, п.4. Постановления неприменим, т.к. относится только к тканям, отпускаемым на метраж.
В-третьих, для возврата товара ненадлежащего качества нет требований к сохранности товарного вида. Ведь часто недостатки выявляются только в процессе использования. Но тут следует проявить разумность: сложно будет вернуть товар, который в руках рассыпается на атомы или находится в таком состоянии, что невозможно будет определить момент и причину возникновения недостатков.
В-четвертых, чек (товарный или кассовый) хранить необязательно (п.5.ст. 18 ЗоЗПП). Вам не могут отказать в возврате по причине того, что вы его потеряли. В качестве альтернативы можно предоставить выписку из банка (подойдет и фотография) или прийти со свидетелями. Упаковка тоже не нужна, т.е. вы не обязаны хранить ее годами с мыслью “ а вдруг пригодится”. Есть, пожалуй, только одно исключение: упаковка неотделима от самого товара (например, духи неотделимы от флакона, в котором они содержатся).
Что нужно указать в заявлении на возврат денежных средств за товар
У вас остались вопросы? Юристы DestraLegal бесплатно проконсультируют вас и подскажут, можно ли в вашем случае откзаться от товара и вернуть за него деньги. Для этого нужно заполнить форму по ссылке и кратко описать ситуацию.
Что нужно указать в заявлении на возврат денежных средств за товар
Форма (образец) заявления на возврат денежных средств не закреплена в законодательстве. Это означает, что покупатель вправе написать заявление в свободной форме. Не имеет значения, заполняете вы бланк от руки или на компьютере. Также в качестве примера вы можете воспользоваться бланком, предложенным продавцом. Как правило, в торговой точке есть образец заполнения, на который можно ориентироваться.
В заявлении нужно по порядку указать следующие данные:
- Реквизиты продавца (организационно-правовая форма, наименование, юридический адрес, ФИО руководителя или ответственного лица). Вы можете написать претензию как в адрес продавца, так и в адрес уполномоченной организации или уполномоченного ИП, импортеру или изготовителю;
- Ваши данные (ФИО, документ, паспортные данные, контакты для связи).
- Ваше требование - возврат стоимости товара;
- Указать, о каком товаре идет речь (модель, артикул, размер и т.п.);
- Стоимость товара (цифрами и прописью) и дата его приобретения;
- Причина возврата. Для качественного товара здесь нужно указать одно из шести оснований, перечисленных в ст.25 ЗоЗПП: товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Все “житейские” причины, как, например, “не понравилось”, “передумал”, “слишком дорого” и т.п. указывать бессмысленно. Ваши трудности подобного рода не являются основаниями для возврата. Поэтому здесь нужно быть внимательным и указывать только то, что предусмотрено в законе.
Для некачественного товара все немного сложнее. В своем требовании следует указать, в чем заключается недостаток, причину и время его обнаружения. Ниже образец претензии для возврата некачественного товара, созданный нашими юристами. Как видите, в данной форме вам нужно заполнить только свои данные и информацию по вашей ситуации. Необходимые ссылки на законы и иные юридические детали уже прописаны. Полный текст претензии вы можете найти в нашей инструкции. Также там уже указано, на основании чего вы можете обратиться в Роспотребнадзор и суд, если продавец идет в отказ.
Помните, что по закону сначала вы имеете право только на обмен товара надлежащего качества. А вот если товара нет в наличии и ждать вы не готовы, то тогда вещь действительно можно вернуть. Но в любом случае стоит заявить о своем желании продавцу. Чаще всего они идут навстречу без лишних вопросов.
- Реквизиты для перечисления денежных средств, если вы расплачивались картой;
- Если у вас есть чек, то нужно приложить его к заявлению. Если нет (потеряли или не взяли с собой), то заявление все равно обязаны принять и вернуть вам стоимость покупки;
- Дата составления, подпись и расшифровка;
Такое заявление необходимо составить и подать в 2 экземплярах. Один экземпляр представитель продавца должен забрать, а на другом поставить отметку о принятии (дату, ФИО и подпись) и вернуть вам. Иметь на руках такой экземпляр особенно важно, если деньги вам не будут возвращать “здесь и сейчас”. Также вы можете направить заявление на юридический адрес магазина курьерской службой или по почте заказным письмом с уведомлением. Тогда срок на возврат денег для продавца начнется с момента получения им вашего заявления. Иногда, особенно в случае покупки по интернету, заявление нужно заполнить онлайн в личном кабинете, указав все данные в специальной форме на сайте магазина.
Возврат денег продавец должен осуществить в течение 3 дней с момента получения вашего заявления, если покупка была совершена в торговом зале и претензий к качеству нет, и 10 дней при совершении дистанционной покупки или возврате некачественного товара. Отсчет традиционно начинается со дня, следующего за днем получения заявления.
%%type:widget, id:purchase-returns, name:quiz%%
Чаще всего претензию на возврат товара необходимо подать в тот магазин, в котором вы совершили покупку. Тем не менее, в некоторых крупных торговых сетях может быть свой порядок возврата - в любой магазин сети в пределах города (области). Это, несомненно, на руку покупателю, т.к. избавляет от необходимости ехать на другой конец города и можно сэкономить время.
В процедуре возврата товаров и и оформлении заявления, с одной стороны, нет ничего сложного. Но, с другой стороны, есть много требований, которые рядовой потребитель может и не знать, а продавцы могут этим злоупотреблять. Именно поэтому лучше довериться юристам: вам нужно заполнить форму “Вернуть товар” и кратко описать ситуацию, после чего система предложит бесплатную консультацию юриста DestraLegal.
Желаем удачных покупок!