Не всем и не всегда требуется юрист для разрешения спора. Даже гражданский процесс строится на той идее, что обычное физическое лицо без специальной подготовки и юридическое лицо, которое обращается за помощью специалиста равны в процессе. И поэтому процесс должен быть одинаково понятен для всех участников процесса. Между тем, некоторые автомобильные споры, в том числе связанные с ДТП, сложны с точки зрения доказывания и процедуры обращения. В этой статье мы рассмотрим некоторые вопросы, в которых помощь юриста будет не лишней.
%%type:widget, id:road_traffic_accident, name:quiz%%
Оглавление
Когда стоит проводить независимую экспертизу автомобиля
Проведение экспертизы и/или оценки автомобиля – это неотъемлемый этап, который сопровождает получение возмещения при столкновении автомобилей или проведения ремонтных работ для восстановления транспортного средства. Оказываясь участником ДТП, виновник и потерпевший, первым делом, рассчитывают на включение страховой компании в процесс, признания ДТП страховым случаев и получения страхового возмещения/ проведения ремонта за средства страховой.
Между тем, участники процесса нередко затягивают обращение в страховую, предупреждения о страховом случае не сразу после возникновения страхового случая (самой аварии), забывают провести экспертизу либо утилизируют машину сразу после проведения оценки.
При выявлении страхового случая участник аварии вправе обратиться с заявлением к страховой компании для получения возмещения. Страховая компания обязана осмотреть поврежденное транспортное средство или его остатки в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховом возмещении.
При этом по смыслу сумму п. 2 ст. 6 Закона об организации страхового дела размер страхового ущерба имуществу определяется страховой компанией. При наличии разногласий в отношении характера и перечня видимых повреждений имущества и (или) об обстоятельствах причинения вреда, страховщик обязан провести оценку ущерба путем выдачи направления страхователю.
По общему правилу, оценка проводится по месту нахождения страховщика и (или) эксперта. Однако, если характер повреждения препятствует его представлению для осмотра, оценка проходит по месту нахождения имущества. Такое возможно, если, например, имеются неисправности ТС, образовавшиеся в результате ДТП, перечисленные в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС.
Если страхователь требует возмещение по ОСАГО, но страховщик в установленный законом срок не осмотрел поврежденное имущество или его остатки и/ или не организовал независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) поврежденного имущества или его остатков, чтобы определить сумму страхового возмещения, то он вправе самостоятельно обратиться за независимой экспертизой. В этом случае страховщик должен будет принять от страхователя результат оценки для определения размера страхового возмещения (п. 13 ст. 12 Закона об ОСАГО).
Как указано в п. 36 ПП ВС РФ от 08.11.2022 N 31 страховщик вправе отказать в страховой выплате, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков, осуществленные до осмотра страховщиком и/или проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования.
Таким образом, преждевременная утилизация или поспешный ремонт своими силами автомобиля может стать неприятным основанием для безоговорочного отказа в возмещении страховой компании. До этих действий требуется заручиться доказательствами, и лучше – в ближайшее время после выявления страхового случая, то есть аварии, что делают не все участники происшествия.
К чему приводит обоюдная вина при аварии
Согласно ст. 22 Закона N 40-ФЗ если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред, страховщики осуществляют страховое возмещение в счет возмещения вреда, причиненного в результате такого ДТП, с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована.
Значит, помимо того, что для взыскания страхового возмещения необходимо быть застрахованным, требуется наличие доказанной вины. При этом если вина обоих водителей будет установлена, должна быть установлена и степень их вины. Она, по сути, является той пропорцией, в которой стороны обязаны возместить причиненный вред. Для примера, если в происшествии повинны двое участников, но степень вины первого равна 40 процентам, то второй не может просить со страховщика бóльшую сумму.
Если степень вины участников аварии судом не установлена, страховщики несут обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате такого ДТП, в равных долях. В продолжение в законе указано, что потерпевший вправе предъявить требование о страховом возмещении причиненного ему вреда любому из страховщиков (то есть страховых компаний), застраховавших гражданскую ответственность лиц, причинивших вред. После того, как конкретный страховщик возместит вред, он имеет право возместить денежные средства регрессно. Иными словами, он сможет получить обратно все то, что передал для компенсации вреда, причиненного несколькими водителями.
Получается, если возникла авария, действительно требуется протокол и/или постановление с места происшествия. Между тем, сотрудники ГИБДД не вправе устанавливать вину и, тем более, степень вины водителей. Это устанавливается в судебном порядке. Если ни один из участников происшествия не заявил об определении степени вины, то возмещение происходит в равных долях.
Кроме того, само по себе привлечение водителя к административной ответственности не является безусловным основанием для признания водителя виновным в гражданско-правовом значении. Как указал Верховный суд в Определении 24-КГ18-17 факт привлечения участников ДТП к административной ответственности не является безусловным основанием для возложения на них гражданско-правовой ответственности за ущерб, причинённый в результате действий (бездействия), за которые они были привлечены к административной ответственности.
Поэтому если присутствует обоюдная вина, сторона происшествия намерена оспорить наличие/ отсутствие вины либо степень вины виновника ДТП, то требуется подойти к спору с умом – заявить требование в суде, собрать доказательства и не пропустить сроки на обращение в суд.
%%type:widget, id:road_traffic_accident, name:quiz%%
Если вы столкнулись с автомобильным спором, вы можете обратиться к нашему юристу для сопровождением спора. В отличие от «физических юристов» не потребуется присутствовать в офисе или быть в определенном городе, перепроверять все приложенные документы и придумывать, почему ущерб автомобилю вызвал нравственные страдания. Все общение будет проводиться через Интернет.
Для оформления заказа на работу с юристом, заполните форму «Получить помощь при ДТП». Когда вы ответите на вопросы, система подскажет, есть ли у вас основания для взыскания ущерба и предложит варианты решения. Если вы сомневаетесь или хотите убедиться в ответе, обратитесь к юристу в чат. Он находится в окошке справа и всегда будет рад проконсультировать.
Всегда ваш, DestraLegal
%%type:compensation, id:road_traffic_accident%%