Каршеринг - краткосрочная аренда автомобиля. Это отличный вариант для тех, кто хочет на время воспользоваться автомобилем, но нужно учитывать, что существуют определенные правила пользования, установленные каршеринговыми компаниями, и за их нарушение вы можете обнаружить в приложении уведомление о наложенном штрафе. Что делать, если штраф был выставлен необоснованно или вы считаете, что сумма к выплате завышена?
%%type:widget, id:carsharing, name:quiz%%
Оглавление
За что можно получить штраф?
В России есть огромное количество сервисов аренды автомобиля, среди которых лидерами являются: Делимобиль, БелкаКар, Яндекс.Драйв, Ситимобил и Бумеранг. У каждого сервиса существуют свои правила пользования авто, которые облечены в договор публичной оферты. В таком соглашении вы можете прочитать права и обязанности и самое главное - изучить правила наложения штрафов.
Например, это ваши основные обязанности по Правилам Bumerang:
- Предоставить Арендодателю качественные фотографии водительского удостоверения (обе стороны), паспорта (страницы с фотографией и актуальными данными о регистрации по месту жительства), личную фотографию своего лица совместно с паспортом, открытом на странице 2-3, развороте с фотографией и личными данными, для их сравнения, а также документов и сведений (по требованию) Арендодателя;
- Подписать Акт приема-передачи Автомобиля, используя функционал Мобильного приложения указывая все недостатки автомобиля (повреждения, сколы, царапины, отсутствие элементов интерьера и экстерьера автомобиля, состояние шин и дисков, состояние специальных наклеек на кузове автомобиля и неестественные загрязнения);
- Управлять Автомобилем лично, не допускать управления Автомобилем третьим лицом;
- Использовать Автомобиль бережно и по назначению;
- При обнаружении до начала использования Автомобиля видимых повреждений Автомобиля (внешних и внутренних), загрязнений салона, багажника, оставленного мусора, обнаружении утраты или повреждения, находящихся в
- Автомобиле имущества и документов, немедленно сообщить об этом в Службу поддержки, отправить фотографию повреждений либо загрязнений Автомобиля с использованием функционала Мобильного приложения;
- В случае ДТП Пользователь обязуется руководствоваться пунктами 2.5, 2.6 ПДД, инструкцией Службы поддержки и Правилами страхования, принимать меры по сохранности Автомобиля, без промедлений и самостоятельно сообщать об этом в органы ГИБДД
Пользователю запрещается фиксирование факта ДТП без сообщения в органы ГИБДД, в том числе, путем оформления европротокола с другим участником (участниками) ДТП
Вернемся к ранее упомянутому договору Бумеранга. Штраф каршеригом может быть выставлен за нарушение условий пользования автомобилем. Это договорная неустойка, поэтому в пунке 7 Пользовательского соглашения можно ознакомиться с "прайс-листом" нарушений и сумм к возмещению в случае их совершения. Рассмотрим некоторые их них.
- Причинение повреждения Автомобилю/скутеру, в том числе в результате ДТП, произошедшего по вине Пользователя. Штраф от 3 000 рублей до 10 000 рублей. Также возможен вариант возмещения сумм каршерингу в процентном соотношении от стоимости нанесенного ущерба, если он составил более 100 000 рублей.
- Отключение или повреждение оборудования спутниковой геолокации Автомобиля/скутера (GPS-трекера). Штраф - 150 000 рублей.
- Нанесение наклеек и меток в салоне и/или на кузов Автомобиля. Штраф - 5 000 рублей за каждый.
- Загрязнение салона/багажника Автомобиля, оставление в Автомобиле мусора. Штраф - 5 000 рублей за каждый случай + возмещение расходов на химчистку.
- Управление Автомобилем в отсутствии при себе водительского удостоверения категории В. Штраф - 15 000 рублей.
- Управление Автомобилем/скутером лицом, не имеющим права управления. Штраф - 150 000 рублей.
- Передача управления Автомобилем/скутером третьему лицу. Штраф - 100 000 рублей.
В Соглашении таких нарушений порядка 40 штук, многие из которых связаны с внешним/внутренним состоянием автомобиля (загрязнение салона, вмятины, царапины и так далее). Так как в ваши обязанности входит фотографирование состояния автомобиля до и после его аренды, то не стоит пренебрегать этим правилом, потому что впоследствии это может сыграть с вами злую шутку.
Представим ситуацию: опаздываете на важную встречу, на метро ехать долго, а таксисты снова задрали стоимость за поездку, поэтому решили добраться до офиса на арендованном автомобиле. Зашли в приложение Бумеранг, выбрали подходящую машину и допустили главную ошибку, которая потом даст о себе знать, - не проверили внешний вид и не зафиксировали недостатки. Спустя некоторое время приходит уведомление "Штраф 8 тысяч рублей за царапины и скол". Но как так? Вы же не поверждали машину. Ответ лежит на поверхности - не проверили состояние автомобиля до начала аренды и не сообщили о ранее причиненном ущербе в поддержку. В Пользовательскои соглашении указано, что вы самостоятельно обеспечиваете сбор и предоставление Арендодателю доказательства своей невиновности. Единственное, что остается делать - собирать доказательства в свою пользу.
Во избежание подобных ситуаций настоятельно рекомендуем вам проверять состояние автомобиля и фотографировать даже самые незначительные повреждения, фиксировать мелкий мусор, шерсть животных в салоне (ведь за это также предусмотрены штрафы).
Со штрафами разобрались, но что делать, если вы получили их необоснованно? Нужно оспаривать!
%%type:widget, id:carsharing, name:quiz%%
Как оспорить штраф, выставленный каршерингом?
Штрафы бывают государственные (за нарушение ПДД) и договорные (за нарушение условий договора). В первом случае обжаловать нужно в органе, который выписал штраф, а во втором - непосредственно в сервисе каршеринга.
Государственный штраф
За административное правонарушение налагются государственные штрафы, которые выдаются уполномоченными органами и вам в обязательном порядке должно быть направлено Постановление.
Срок на обжалование таких штрафов составляет 10 дней с момента получения копии Постановления. Обжаловать можно двумя способами:
- отправить жалобу в орган, выписавший штраф;
- отправить жалобу в суд по месту совершения административного правонарушения.
Вы не обязаны сперва обращаться с жалобой в орган и только потом готовить жалобу на решение органа в суд. Можно и даже нужно обращаться сразу в суд, минуя отказ органа - это заметно сократит сроки на оспаривание.
Как показывает практика, государственные органы не отменяют собственные штрафы и всегда находят основание для отказа.
Если вы считаете, что государственный орган необоснованно выставил штраф, юристы DestraLegal подготовят жалобу, в которой докажут вашу невиновность.
Договорный штраф от каршеринга
Порядок оспаривания штрафа, выставленного непосредственно каршерингом, иной, так как по сути это санкция, предусмотренная гражданско-правовым договором (договором аренды).
Готовим претензию и направляем ее в каршеринг двумя способами на выбор:
- На электронную почту;
- На юридический адрес почтой России.
По закону ответ должен быть дан в течение 10 рабочих дней с момента получения каршерингом претензии. Если ответ будет отрицательным или вовсе его не получите, то можно переходить к следующему этапу - подготовке искового заявления в суд.
Не бойтесь, в суде участвовать не нужно, в таких спорах это необязательно, ведь юристы DestraLegal изложат всю позицию в иске, а доказательства приложат к пакету документов.
Можно не только оспорить штраф, но и получить компенсацию морального вреда, взыскать убытки. Более того, расходы на услуги юриста можно взыскать в судебном порядке.
Грамотно подготовленный юридически обоснованный документ играет важную роль в таких ситуациях. Чтобы увеличить свои шансы на положительный исход дела, вы можете доверить разрешение спора нашему юристу. Вам поможет наше решение «Оспорить штраф от каршеринга»: нужно ответить на несколько вопросов, а система определит, можно ли оспорить штраф и предложит помощь юриста. А главное — все это можно сделать не выходя из дома.
А как на практике?
По мнению каршеринга Делимобиль, наш клиент большое количество раз дергал ручник и система установила, что во время сессии поездки было допущено нарушение условий договора.
По данным телематики, Иван много раз поднимал ручник во время сессии аренды. Сотрудники каршеринга посчитали, что это опасное вождение - дрифт - и на основании п. 8.2. Приложения 3 к Договору назначили штраф в размере 110 000 рублей.
Иван был возмущен выставленным штрафом, а тем более - суммой, которую потребовали оплатить в кратчайшие сроки.
Сначала юристы подметили, что п. 7.9.2. Договора противоречит действующему законодательству. В нем указано, что арендатор самостоятельно обеспечивает сбор и своевременное предоставление арендодателю доказательств отсутствия своей виновности. Указанное положение договора заведомо противоречит основам гражданского законодательства, Закону РФ «О защите прав потребителей» и является недопустимым условием договора, заведомо нарушающим права Ивана как потребителя.
Это связано с тем, что возложение бремени доказывания на потребителя недопустимо, поскольку противоречит нормам российского законодательства. Включение в Договор положений, очевидно ущемляющих права потребителя, представляет собой злоупотребление правом – правом более сильной стороны договора присоединения определять его условия по своему усмотрению.
После проработки нормативной базы юристы перешли к изучению доказательств, представленных каршерингом. Выяснилось, что система контроля и отслеживания машины дала сбой.
Мы проанализировали другие поездки клиента и вот какой вывод получили:
Из содержания таблицы отслеживаний передвижений, направленной каршерингом, ясно, что ввиду технических неполадок произошел сбой в системе Делимобиль и тот получал данные, не соответствующие действительности (Столбец “В” - широта, Столбец “С” - долгота):
Из-за этой ошибки в приложении Ивана поездка не отобразилась на карте. Так якобы выглядел его маршрут:
Несколько часов стоял на одном месте и при этом умудрился подрифтить? Интересно, правда?
Иначе говоря, каршеринг надлежащим образом не доказал виновность Ивана в нарушении условий Договора. Фактически у Делимобиля был трек отслеживания, который содержал в себе некорректную информацию ввиду технического сбоя и потому он не может считаться доказательством наличия вины нашего клиента.
Все эти доводы были изложены в досудебной претензии и спустя несколько дней мы получили долгожданный ответ - штраф отменен!
Ну круто, не правда ли?
Если вы столкнулись с проблемами при оспаривании штрафа от каршеринга, юристы сервиса DestraLegal.ru будут рады помочь добиться справедливости, сэкономив ваши силы и время.
Не бойтесь отстаивать свои права,
А юристы DestraLegal.ru вам в этом помогут 💙
%%type:compensation, id:carsharing%%