
Типовые ситуации, с которыми к нам обращаются: страховая отказывает, потому что «вы поздно сообщили о ДТП»; компания занижает выплату, ссылаясь на «несвоевременную подачу документов»; водитель оформил европротокол, но не передал извещение вовремя; потерпевший не смог предоставить автомобиль на осмотр в требуемые сроки по объективным причинам. Все эти ситуации решаемы.
Чтобы понять свои шансы на возмещение уже сейчас, оставьте короткую заявку на бесплатную консультацию. Опишите вашу проблему, как оформлялось ДТП, что именно вы уже сделали, и мы подскажем, есть ли основания для взыскания страхового возмещения.
%%type:widget, id:osago, name:quiz%%
Оглавление
- Что делать сразу после ДТП
- В какие сроки нужно уведомить страховую
- Что делать, если сроки пропущены
- Как подавать документы на возмещение
- В каких случаях можно обратиться в свою страховую за прямым возмещением
- Ремонт или выплата: как происходит возмещение
- Сроки выплат
Что делать сразу после ДТП
По Правилам дорожного движения водитель обязан включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки (на расстоянии не менее 15 м в населенном пункте и 30 метров – вне населенных пунктов) и при необходимости оказать первую помощь пострадавшим. Если вред причинен только имуществу и обстоятельства понятны, ДТП можно оформить по европротоколу.
Условия для европротокола неизменны:
- вред причинён только автомобилям;
- участников двое, у обоих есть ОСАГО;
- разногласий по обстоятельствам нет.
Стандартный лимит возмещения по бумажному европротоколу — до 100 000 руб., при фотофиксации через приложение — до 400 000 руб. (ст. 11.1 Закона об ОСАГО).
В какие сроки нужно уведомить страховую
Закон не устанавливает жесткого срока уведомления, но требует сделать это как можно скорее (ст. 11 Закона об ОСАГО). Важные детали:
- Договор ОСАГО может содержать собственный срок уведомления. У многих страховых он установлен в 2-5 дней.
- Если ДТП оформлено по европротоколу на бумаге, его копию нужно подать в страховую не позднее 5 рабочих дней (п. 7.8 Положения Банка России от 01.04.2024 № 837-П ).
- Потерпевший обязан сообщить о страховом случае при первой возможности — чем раньше, тем меньше рисков для спора со страховой.
Поэтому мы рекомендуем сообщить о ДТП в страховую сразу же через телефон или приложение. Даже если документы пока не готовы, сам факт уведомления фиксирует своевременность и снижает вероятность отказа.
Что делать, если сроки пропущены
Просрочка по уведомлению или подаче извещения не является безусловным основанием для отказа. Страховая обязана доказать, что из-за задержки она не смогла установить обстоятельства ДТП или оценить ущерб.
Мы регулярно ведём дела, где клиент обращался поздно, но выплаты удавалось взыскать полностью. Если у вас похожая ситуация, не делайте поспешных выводов.
Если сроки уже прошли, оставьте заявку на разбор ситуации — скажем, можно ли взыскать выплату или неустойку.
%%type:widget, id:osago, name:quiz%%
Как подавать документы на возмещение
Пакет документов включает:
- заявление;
- паспорт;
- извещение о ДТП (если оформлено на бумаге);
- меддокументы при вреде здоровью;
- копии протокола, постановления об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (если оформляли аварийным комиссаром или с сотрудниками);
Важно! Потерпевший обязан предоставить автомобиль на осмотр в течение 5 дней после подачи заявления (п. 10 ст. 12 Закона об ОСАГО). Если доставить транспорт невозможно, страховая обязана провести осмотр по месту его нахождения.
Если вы утратили профессиональную трудоспособность и у вас есть соответствующее заключение, то его также необходимо приложить к заявлению. К заявлению стоит приложить и справку из скорой помощи, если она была на месте ДТП и вам была оказана помощь.
В случае причинения вреда имуществу потерпевшего в заявлению следует также приложить:
- документы, подтверждающие право собственности на имущество;
- документы, подтверждающие расходы на эвакуацию поврежденного автомобиля, если такая проводилась;
- документу, подтверждающие расходы на проведение экспертизы, если она проводилась.
В каких случаях можно обратиться в свою страховую за прямым возмещением
Вы вправе требовать выплату у своей страховой, если одновременно выполняются следующие условия:
- вред причинён только имуществу;
- в ДТП участвовали два авто;
- у обоих есть ОСАГО.
Если позднее выяснится, что был причинен вред здоровью, вы дополнительно можете обратиться и в страховую виновника.
Ремонт или выплата: как происходит возмещение
Страховая либо организует ремонт на станции, с которой у нее заключен договор, либо выплачивает деньги. Если заявитель хочет ремонт в другом сервисе, он вправе направить соответствующее заявление.
При денежной выплате учитывается износ деталей, но не более 50 % стоимости узлов и агрегатов (п. 19 ст. 12 Закона об ОСАГО)
Сроки выплат
Страховая обязана:
- в течение 20 календарных дней выплатить возмещение или выдать направление на ремонт после принятия документов;
- в течение 30 дней выдать направление на ремонт в сервис, не входящий в партнерскую сеть страховщика;
- в течение 30 рабочих дней выполнить ремонт после передачи автомобиля на СТО.
За нарушение сроков положена неустойка (п. 21 ст. 12 Федерального закона № 40-ФЗ):
- 1 % за каждый день просрочки выплаты;
- 0,5 % за каждый день просрочки выдачи направления на ремонт.
У вас остались вопросы относительно выплаты по ОСАГО? Для бесплатной консультации заполните инструкцию. В ней нет ничего сложного: нужно ответить на вопросы, описывающие ситуацию, и дождаться беседы с профессионалом.
Всегда ваш, DestraLegal
%%type:widget, id:osago, name:quiz%%
%%type:compensation, id:osago%%