Часто водители спорят со страховыми из-за того, что компания отказывается выплатить деньги или их недостаёт для возмещения ущерба после ДТП (смотри прошлую статью). На этот раз обсудим, что делать, если произошла обратная ситуация – страховая отказывается проводить ремонт и предлагает деньги, но вам нужен восстановительный ремонт.
Если у вас уже возникли вопросы или вы хотите доверить решение спора нашему юристу, то заполните форму на нашем сайте, кратко опишите ситуацию, и юрист вас бесплатно проконсультирует.
%%type:widget, id:osago, name:quiz%%
Оглавление
- А страховая может отказать в ремонте?
- Страховая аннулировала ваше направление на ремонт
- Порядок действий, если страховая отказала в восстановительном ремонте
А страховая может отказать в ремонте?
Если владелец авто попал в ДТП (случился другой страховой случай), то страховая первостепенно обязана выдать направление на ремонт или отказ в ремонте поврежденного автомобиля (п. 15.1 ст. 12 Закона об ОСАГО). При этом страховая обязана выдать направление в течение 20 дней, а отремонтировать – в течение 30 дней.
Из-за сжатых сроков на ремонт и трудностей в заказе недостающих деталей страховые компании стали всё чаще заменять ремонт на денежную выплату.
Между тем собственнику машины сейчас намного выгоднее ремонтировать авто за счёт страховой/ в выбранной ей СТО нежели получать денежную компенсацию. Денежная выплата по ОСАГО часто намного меньше реальной стоимости ремонта, так как рассчитывается с учётом износа деталей. То есть страховая часто занижает денежную выплату, которая в итоге не покрывает ущерб при ДТП.
Таким образом, ремонт авто – это приоритетная обязанность страховой компании. Если водитель не согласен на денежную выплату, а страховая безосновательно отказывает в выдаче направления на ремонт, то это незаконно.
Страховая аннулировала ваше направление на ремонт
Если страховая компания меняет ремонт по ОСАГО на денежную выплату без согласия клиента, она обязана полностью возместить затраты на восстановление автомобиля – об этом был спор в Верховном суде.
Согласно закону об ОСАГО, страховая обязана отправить поврежденное авто на ремонт на партнерские СТО. Выплата вместо ремонта возможна только с одобрения автовладельца.
Но закон не регулирует случаи, когда страховая отказывается организовать ремонт. На практике компании иногда аннулируют направление в сервис, ссылаясь, например, на невозможность выполнения ремонта.
Такое дело дошло до Верховного суда. Страховая направила клиентку на СТО, но вскоре отменила направление, предложив денежную компенсацию. Клиентка отремонтировала автомобиль на той же СТО, но затраты оказались вдвое выше предложенной суммы. При этом стоимость ремонта не превышала лимита по ОСАГО — 400 000 рублей.
Если бы страховая выполнила свои обязательства и организовала ремонт, клиентке не пришлось бы доплачивать. Суд постановил, что она имеет право на полную компенсацию расходов и выплату неустойки.
Верховный суд разъяснил, что в подобных случаях нужно руководствоваться гражданским кодексом. Если страховая не предоставляет услугу, оговоренную в договоре, клиент вправе получить ее в другом месте и требовать возмещения затрат.
Порядок действий, если страховая отказала в восстановительном ремонте
Если страховая самовольно отказал в ремонте, то нужно изложить свои претензии в письменном виде.
Претензия в страховую компанию должна содержать:
- наименование и адрес страховщика;
- ФИО, адрес и банковские реквизиты потерпевшего (или выгодоприобретателя);
- Четкие требования к страховщику с указанием норм закона и доказательств, которые перечислены в приложении;
- имя заявителя, его должность (если претензия подается от юридического лица) и подпись;
- список приложенных документов.
К претензии необходимо приложить все доказательства для подтверждения ваших требований. Это могут быть оригиналы или заверенные копии паспорта, свидетельства о праве собственности на автомобиль (ПТС), полиса ОСАГО, экспертного заключения и другие документы.
Ответ на претензию должен быть предоставлен в течение 10 дней. Если страховая компания отказывает в выплате или занижает ее, можно обратиться к финансовому омбудсмену. Это бесплатно, а его решения приравниваются к судебным.
Заявление к финансовому омбудсмену составляется по установленной форме. Достаточно авторизоваться через Госуслуги и выбрать стандартную форму обращения.
В случае несогласия с решением омбудсмена можно подать иск в суд. В исковом заявлении нужно указать:
- наименование суда;
- реквизиты сторон спора;
- описание нарушенных прав и информация о том, были ли предприняты попытки досудебного урегулирования;
- доказательства и обоснование требований с отсылками к законодательству;
- требования к ответчику;
- список прилагаемых документов.
Приблизительный список приложений к иску:
- паспорт или другое удостоверение личности истца;
- копия страхового полиса;
- документы, подтверждающие факт страхового случая;
- документы о попытках досудебного урегулирования спора;
- экспертное заключение (при необходимости);
- квитанции или чеки на расходы, связанные с экспертизой и другими затратами.
Таким образом, страховая не вправе самовольно решать, выплатит ли она компенсацию или выдаст направление на ремонт авто. Если вы выбираете второй вариант, а страховая уклоняется от его проведения, то смело спорьте с компанией.
Если у вас остались вопросы по возмещению ущерба в ДТП по ОСАГО или вы хотите доверить разрешение спора нашему юристу, то заполните форму на нашем сайте, кратко опишите ситуацию, и юрист вас бесплатно проконсультирует.
Помните, что отстаивать свои права – это просто!
Ваш DestraLegal