Представим, что вы окончили медицинский и осознали, что работать в поликлинике или государственной больнице совсем не про вас и решили пройти курс по эстетической косметологии, чтобы работать на себя. Но здесь возникает вопрос - нужна ли, например, косметологам лицензия?
Спешим вас огорчить. Да, поскольку в соответствии с законодательством РФ услуги и работы в области косметологии относятся к медицинской деятельности и, соответственно, подлежат обязательному лицензированию.
В статье будем разбираться с тем, каким образом нужно получать лицензию и что будет, если нарушить требования законодательства. Но если же у вас уже есть понимание, что вы не хотите самостоятельно разбираться в этом вопросе и планируете доверить подготовку необходимых документов специалисту, то заполните заявку на бесплатную консультацию с юристом DestraLegal.ru.
%%type:widget, id:consult_person, name:quiz%%
Оглавление
- Случаи, в которых необходимо получить лицензию на осуществление медицинской деятельности
- Лица, которые могут получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, лицензирующий орган и срок действия лицензии
- Последствия осуществления медицинской деятельности без лицензии
Случаи, в которых необходимо получить лицензию на осуществление медицинской деятельности
Медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по приведенному в приложении к Положению перечню, которые выполняются (п. 4 Положения):
- при оказании первичной медико-санитарной медицинской помощи;
- оказании специализированной (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи;
- оказании скорой (в том числе скорой специализированной) медицинской помощи;
- оказании паллиативной медицинской помощи;
- оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении и другие виды.
Соотнесение видов работ (услуг), перечисленных в Приложении к Положению (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), с видами и условиями оказания медицинской помощи приведено в классификаторе работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (Приказ Минздрава России от 19.08.2021 N 866н).
Классификатор утвержден исключительно в целях его применения при предоставлении лицензий и не устанавливает обязательных требований (п. 4 Положения).
В настоящий момент действуют, в частности, следующие нормативные документы, которые регламентируют организацию и выполнение работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность:
- Требования к организации и выполнению работ (услуг) по сестринскому делу (Приказ Минздрава России от 11.12.2020 N 1317н);
- Требования к организации и выполнению работ (услуг) по организации здравоохранения и общественному здоровью (Приказ Минздрава России от 29.12.2020 N 1399н).
На практике ряд организаций, не относящихся к медицинским (например, косметические салоны), оказывают услуги по массажу, пирсингу, перманентному татуажу без лицензии на медицинскую деятельность. Согласно Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, данные услуги относятся к медицинским. Так, в Перечне указаны медицинский массаж и косметология.
Различные виды массажа, перманентный татуаж, пирсинг относятся к медицинским услугам согласно Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н.
Таким образом, перечисленные выше услуги являются медицинскими и для их оказания организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо иметь лицензию на медицинскую деятельность. Оказание данных услуг без лицензии является правонарушением, ответственность за которое установлена в ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Кроме того, Росздравнадзор в своем Письме от 13.03.2013 N 16и-243/13 разъясняет, что тайский массаж - это разновидность массажа и услуги по его оказанию также подлежат лицензированию.
Если вы не можете самостоятельно определить, подпадает ли область вашего бизнеса под обязательное лицензирование, вы можете доверить анализ вашего бизнеса и подготовку необходимых документов специалисту. Для этого нужно заполнить заявку и вас бесплатно проконсультирует юрист DestraLegal.ru.
Лица, которые могут получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, лицензирующий орган и срок действия лицензии
Исходя из п. п. 1, 4 и 5 Положения, получить лицензию на осуществление медицинской деятельности могут:
- медицинские организации,
- иные организации,
- индивидуальные предприниматели, которые:
- намереваются осуществлять медицинскую деятельность, выполняя определенные виды работ и услуг;
- соответствуют установленным лицензионным требованиям.
Остановимся поподробнее на лицензионных требованиях к индивидуальным предпринимателям.
Требование 1. Наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих санитарным правилам, соответствие которым устанавливается в санитарно-эпидемиологическом заключении (пп. "а" п. 5 Положения).
Такие правила установлены, в частности, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также к условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг (СП 2.1.3678-20), утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44.
Требование 2. Наличие на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, медицинских изделий (включая оборудование, аппараты, приборы, инструменты), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке (пп. "б" п. 5 Положения).
Медицинские изделия, обращающиеся на территории РФ, должны быть зарегистрированы в соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона об основах охраны здоровья граждан. На территории РФ не регистрируются медицинские изделия, перечисленные в ч. 5 ст. 38 указанного Закона. О документах, подтверждающих регистрацию медицинских изделий, см. в разделе материала о подготовке документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении лицензии.
Требование 3. Наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, и аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных соискателем лицензии работ (услуг) (пп. "в" п. 5 Положения).
В настоящее время применяются Квалификационные требования, утвержденные Приказом Минздрава России от 02.05.2023 N 206н.
Требование 4. Наличие (пп. "г" п. 5 Положения):
- заключивших с соискателем трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию,
либо - договора с организацией, имеющей лицензию на соответствующий вид деятельности.
Требование 5. Соответствие структуры и штатного расписания соискателя - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций (пп. "д" п. 5 Положения).
Данные требования должны быть утверждены Минздравом России (п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона об основах охраны здоровья граждан).
Требование 6. Размещение в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения следующей информации (пп. "ж" п. 5 Положения):
- в федеральном реестре медицинских организаций и фармацевтических организаций - сведения о медицинской организации;
- в федеральном регистре медицинских и фармацевтических работников - сведения о лицах, указанных в пп. "в" п. 5 Положения.
Состав данных, размещаемых в указанной системе, приведен в Приложении N 1 к Положению о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (утв. Постановлением Правительства РФ от 09.02.2022 N 140).
Кто выдает лицензию?
Лицензирование медицинской деятельности осуществляют:
- территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор);
- уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, которые лицензируют медицинскую деятельность, осуществляемую (пп. "б" п. 3 Положения):
- медицинскими и иными организациями, кроме тех, деятельность которых лицензирует Росздравнадзор, а также тех, кто оказывает высокотехнологичную медицинскую помощь;
- индивидуальными предпринимателями, кроме тех, кто оказывает высокотехнологичную медицинскую помощь;
- иностранными юрлицами - участниками проекта международного медицинского кластера.
Важно! Конкретный орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий лицензирование медицинской деятельности, определяется в нормативно-правовых актах субъектов РФ, и в каждом субъекте он различен. Например, такими органами являются:
- в г. Москве - Департамент здравоохранения г. Москвы (п. 4.3.1 Положения о Департаменте здравоохранения города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 22.08.2012 N 425-ПП);
- в Московской области - Министерство здравоохранения Московской области (пп. 12.5 Положения о Министерстве здравоохранения Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 17.10.2007 N 790/28);
- в г. Санкт-Петербурге - Комитет по здравоохранению (п. 3.3 Положения о Комитете по здравоохранению, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.12.2013 N 1070).
Срок действия лицензии
Лицензия на осуществление медицинской деятельности действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 Закона о лицензировании).
Если вам требуется помощь в подготовке пакета документов для получения лицензии и соблюдении всех лицензионных требований, мы будем рады вам оказать содействие. Для этого нужно заполнить заявку и вас бесплатно проконсультирует юрист DestraLegal.ru.
%%type:widget, id:consult_person, name:quiz%%
Последствия осуществления медицинской деятельности без лицензии
К сожалению для предпринимателей, и к счастью для потребителей законом предусмотрена ответственность за осуществление медицинской деятельности без лицензии. Далее разберемся, с каким последствиями вы можете столкнуться.
Административная ответственность
Осуществление лицензируемого вида деятельности (медицинской деятельности) без лицензии является административным правонарушением, за которое ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа:
- для граждан - от 2 000 до 2 500 руб.;
- должностных лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей - примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) - от 4000 до 5000 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;
- юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.
Штраф налагается как с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья, так и без нее (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ).
Уголовная ответственность
Уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии предусмотрена в ст. 171 УК РФ.
Если же осуществление лицом медицинской деятельности без лицензии повлекло за собой по неосторожности причинение вреда здоровью человека, согласно ч. 1 ст. 235 УК РФ наступает ответственность в виде одного из следующих наказаний:
- штраф в размере до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года;
- ограничение свободы на срок до трех лет;
- принудительные работы на срок до трех лет;
- лишение свободы на срок до трех лет.
Осуществление лицом медицинской деятельности без лицензии, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до пяти лет (ч. 2 ст. 235 УК РФ).
А теперь к интересному из практики. Постановлением мирового судьи ФИО признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей. В этом деле предприниматель попытался оспорить выставленный штраф, ссылаясь на то, что ФИО не оказывала косметические услуги, а только осмотрела клиента и, увидев, что у той началась аллергическая реакция попросила сходить за супростином и отправила к врачу. Доказательств, что в указанное в протоколе время и место ФИО делала какие-либо инъекции материалы дела не содержат.
Однако все это не увенчалось успехом.
Из материалов дела следует, что ФИО оказывала услуги по коррекции губ медицинским способом с помощью инъекции, не имея лицензии на данную деятельность.
Признавая ФИО виновной в совершении административного правонарушения, судья исходил из того, что ее вина подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно:
- протоколом об административном правонарушении;
- рапортом о поступившем сообщении от ФИО, согласно которому оказали некачественные косметологические услуги;
- заявлением ФИО в отдел полиции;
- выпиской из истории болезни ФИО;
- скриншотами из социальной сети "ВКонтакте" с указанием перечня видов косметологических услуг, осуществляемых ФИО;
- скриншотом переписки в социальной сети "ВКонтакте";
- иными материалами дела.
Таким образом, мы видим, что 1) самозанятые также должны получать лицензию, 2) важен не факт оказания услуги, а возможность ее предоставления (информация с сайта, страницы в социальной сети, переписки и пр.).
Если вы столкнулись со сложностями при получении лицензии или считаете, что правоохранительные органы незаконно и необоснованно наказали вас за нарушение в сфере лицензирования, юристы сервиса DestraLegal.ru будут рады помочь добиться справедливости, сэкономив ваши силы и время.
%%type:widget, id:consult_person, name:quiz%%
Не бойтесь отстаивать свои права,
А юристы DestraLegal.ru вам в этом помогут 💙
%%type:compensation, id:consult_person%%