Центробанк отметил рост числа жалоб на навязывание допуслуг при взятии кредита. Все чаще к нам обращаются с подобным запросом: "Маме подключили услугу страхования: сотрудники утверждали, что это обязательно". Хотя законодатель уже принял закон о запрете навязывания дополнительных услуг, которые якобы "необходимы" для получения потребительского кредита. Тем не менее, на практике потребители все еще сталкиваются с недобросовестным поведением банков, и в том числе при попытке вернуть деньги за такие навязанные усулги. Рассказываем, как же отказаться от навязанных платных услуг.
Юристы DestraLegal.ru помогли уже многим отказаться от ненужных страховок, навязанных аксессуаров в обмен на увеличение срока кредита и тд. Если вам навязали какую-либо услугу или продукт, грозясь поднять ставку кредита, то мы будем рады помочь вернуть деньги. Можете оставить заявку на консультацию в форме "Вернуть деньги за дополнительные банковские услуги" или ответить на вопросы ниже в табличке.
%%type:widget, id:bank_services, name:quiz%%
Оглавление
- Что такое дополнительные услуги?
- Как отказаться от дополнительных услуг?
- Как вернуть деньги за дополнительные услуги?
- А что на практике?
Что такое дополнительные услуги?
Дополнительные услуги — услуги, которые предлагают банки вместе с кредитом. Такие услуги предлагаются клиенту под видом обязательных или настоятельно рекомендуемых, часто в контексте оформления основного банковского продукта (например, кредита, ипотеки или карты).
Например, заемщику при заключении кредитного договора предлагают приобрести дополнительные страховки, например, от потери работы или застраховать жизнь и здоровье. Чаще всего менеджер говорит, что без получения дополнительных услуг кредит не будет одобрен, и клиент от безысходности кладет себе в «корзину» все, на что только его по максимуму уговорят.
Запомните: обязательным является только имущественное страхование. По кредиту оно может потребоваться, если деньги берутся под залог недвижимости. Все остальные услуги являются дополнительными, и заемщик имеет право отказаться от них.
Например, навязанными дополнительными услугами считаются:
-
Страхование
Навязывание страховки при оформлении кредита или ипотеки. Например, банк может требовать оформить страхование жизни или здоровья для получения кредита. Банки пошли дальше и теперь даже навязывают клиентам страховку в определенной страховой. -
Пакеты услуг
Включение в обязательный пакет различных услуг, таких как SMS-оповещения, интернет-банкинг, персональный менеджер или консультационные услуги, которые могут быть не нужны клиенту, но за которые он вынужден платить. -
Кредитные карты
Выдача кредитной карты с активными платными опциями, такими как страхование покупок, программы лояльности или услуги консьержа. -
Дебетовые карты с платными функциями
Оформление дебетовой карты с платными дополнительными функциями, например, программы кешбэка или обслуживания в премиальных залах аэропортов. -
Аксессуары
Навязывание покупки аксессуаров в обмен на увеличение срока кредита. Чаще всего продавцы навязывают их покупателям смартфонов.
Часть предложений не несёт никакой пользы для заемщика, а многие вообще входят в стандартный набор услуг, обеспечивающих выдачу займа или кредита. По закону, клиент в принципе не должен платить за них дополнительно.
Как отказаться от дополнительных услуг?
По закону «О защите прав потребителя» покупатель имеет право отказаться от заключения дополнительных договоров во время покупки товара. Обязательное навязывание дополнительных услуг и аксессуаров нарушают законодательство, а именно статью 16 вышеназванного закона «О защите прав потребителя».
Роспотребнадзор: "Отказ клиента от подписания договора страхования не должен приводить к отказу в выдаче кредита. Это является прямым нарушением прав потребителя".
В декабре 2021 года вступили в силу поправки к Федеральному закону «О потребительском кредите (займе)» от 21.12.2013 № 353-ФЗ, направленные против навязывания дополнительных платных услуг.
Граждане получили право отказаться от платных услуг, которые им дополнительно к кредиту оформил банк. Заемщик может вернуть уплаченные за услугу деньги, но за вычетом фактически понесенных расходов на ее оказание к моменту отказа.
Например, что касается самого популярного вида навязанных услуг - страховки, то у заемщика есть возможность отказаться от ненужной услуги, воспользовавшись так называемым «периодом охлаждения».
Банк России обязал все страховые компании возвращать деньги клиентам в этот период.
«Период охлаждения» – это срок, в течение которого страхователь (тот, кто покупает полис) может отказаться от договора и вернуть страховую премию (сумму, которую заплатили) или ее часть.
Срок этот составляет 14 дней. Некоторые страховщики сами предусматривают более длинный срок для отказа от страховки в кредитном договоре.
Для возврата в течение первых 14 дней после приобретения услуги обратитесь в банк или напрямую к страховщику с письменным заявлением. Как правило, в эти 14 дней все документы еще находятся в банке, поэтому можете подать заявление сначала в него. Вы должны лично прийти в офис или отправить документы по почте. Юристы DestraLegal с радостью помогут подготовить такое заявление.
Вместе с заявлением заемщику нужно представить:
- паспорт или другой документ, удостоверяющий личность
- нотариальную доверенность, если действуете через представителя
- банковские реквизиты, если хотите получить деньги на счет
- оригинал договора страхования и квитанцию его оплаты, если их требует компания
Сколько денег вернут:
- Если еще не прошло 14 дней, то вам вернут ее полную стоимость.
- Если прошло 14 дней, то из суммы возврата могут вычесть часть денег — за те дни, когда страховка работала.
Как вернуть деньги за дополнительные услуги?
Заемщику нужно написать в организацию, с которой он заключил договор о дополнительных услугах, заявление об отказе и возврате уплаченной суммы.
На его рассмотрение дается семь рабочих дней.
Отказать могут, если услуга была полностью оказана до заявления об отказе или же заемщик пропустил сроки обращения в банк или страховую компанию для оформления возврата.
Например, страховку не вернут, если:
- Был зафиксирован факт наступления страхового случая.
- Страховой полис был оформлен до 1 сентября 2020 года (до вступления в силу закона).
Если вдруг так случилось, что деньги вам не возвращают или просто не выходят на связь, то вы можете подать жалобу в интернет-приёмную Центрального банка.
К жалобе в интернет-приемную Центробанка необходимо приложить договор и переписку с кредитором.
А что на практике?
Дополнительные услуги - это просто очередной способ заработка для финансовых организаций. К сожалению, на практике нужно трижды проверить один и тот же документ, чтобы убедиться, что вам не навязали дополнительную услугу.
Например, самая стандартная ситуация выглядит следующим образом: наша клиентка купила в магазине телефон, оформив его в кредит онлайн. В заявке она отказалась от всех дополнительных услуг и страховок. Когда она получила договор, то быстро пробежалась глазами по договору и перепроверила отсутствие «галочек». Ничего не заметила. Однако сумма кредита оказалас несколько выше, чем стоимость покупки. Посмотрев более внимательно документ, она нашла дополнительную услугу, которая была втихаря включена в тело кредита и являлась максимально бесполезной для нее. Условия данной услуги пришлось искать в интернете, потому что в договоре о ней нет ни слова.
Именно так в 90% случаев вы даже не подозревая, уходите с целой "корзиной" услуг в придачу к приобретенному товару.
Совсем недавно нашим юристам удалось взыскать стоимость навязанной услуги "Помощь на дорога". Девушка решила приобрести себе новый автомобиль в салоне за счет собственных и заемных средств. В целях обеспечения исполнения обязательств заёмщика по кредитному договору, она дала согласие на заключение опционного договора стоимостью 333 818 рублей, в рамках которого её подключили к Программе технической помощи и выдали подарочный сертификат на страхование жизни и здоровья.
Через несколько дней она обратилась в наш сервис, поинтересовалась, может ли отказаться от дополнительных навязанных услуг. Конечно может, Закон о защите прав потребителей никто не отменял, и он продолжает помогать людям в таких ситуациях. Мы рассказали о том, что Законом не допускается такое навязывание, данные условия являются ничтожными, а значит можно смело обращаться в суд за возвратом денежных средств. Потом договорились с ней о работе, она оплатила решение спора (4 490 рублей), и юристы приступили к выполнению своих обязанностей.
Сначала написали отказ от договора, в котором сослались на общие принципы гражданского права (ст. 421 ГК РФ), на право расторгнуть договор (ст. ст. 450, 450.1 ГК РФ), а также на право потребителя отказаться от исполнения договора оказания услуг в любое время, при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (ст. 32 Закона о защите прав потребителей).
Имейте в виду, что недобросовестные продавцы таких услуг могут включить в договор условие о том, что вы лишены права на возврат уплаченных сумм. В рассматриваемой ситуации в договоре так и прописали: заказчик (девушка) лишен права на возврат уплаченной ему стоимости услуг при прекращении договора по любым основаниям.Такие условия договора противоречат положениям Закона о защите прав потребителей (ст. 16), и являются недействительными.Конечно, в договоре можно прописать что угодно, но это не означает, что противозаконные положения будут иметь силу, наоборот, они ничтожны. К сожалению, граждане не всегда знают свои права, а порой и просто предпочитают платить и ни в чем не разбираться. Об этом мы непременно упомянули в письме. В конце нашего письма просили расторгнуть договор и вернуть всю уплаченную сумму.Мы же подождали положенные 10 дней для ответа, который не получили, и решили идти в суд.
Мы подготовили исковое заявление, схожее по содержанию с ранее направленным письмом, и направили его не в Московский районный суд города Санкт-Петербурга (как указано в договоре), а в суд по месту проживания истца, так как у потребителя есть право выбирать в какой суд он хочет подать иск - по своему месту проживания или месту нахождения Ответчика.
В требованиях просили: расторгнуть договор, взыскать основной долг - 333 818 рублей, моральный вред - 10 000 рублей, судебные расходы - 4 490 (именно столько заплатили за работу нашего сервиса), а также 50% штрафа от присужденной суммы. Всего вышло 348 308 рублей (без учета штрафа).
В итоге, cуд согласился с изложенными в иске доводами и удовлетворил исковые требования частично. Судья решил, что договор подлежит расторжению и истец имеет право на частичный возврат уплаченных ею денежных сумм по договору пропорционально неиспользованной части действия программы дополнительного сервиса и страхования.
Судья посчитала стоимость услуг за 1 день, и сколько дней прошло с момента начала оказания услуг и до дня получения ответчиком уведомления о расторжении договора. Потом простыми математическими вычислениями установил сумму “пользования” услугой и постановил взыскать 67 514 рублей.
Поскольку основные требования удовлетворены, суд взыскал с ответчика 5 000 рублей морального вреда, судебные расходы в полном объеме и еще штраф в размере 50% от присужденной суммы - 36 257 рублей за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя.
В итоге девушка получила с ответчика 112 587 рублей. Неплохо, верно? А если бы сразу обратилась за помощью и направила заявление о расторжении договора, то сумма была бы существенно больше.
Если при оформлении кредита или займа вы не смогли или не успели внимательно прочитать документы, либо не обратили внимание на текст мелким шрифтом, либо согласились под давлением на услугу, которая вам вовсе не нужна, то вы имеете полное право отказаться от нее и вернуть свои деньги назад.
У вас остались вопросы? Воспользуйтесь готовым решением ""Вернуть деньги за дополнительные банковские услуги", которое подготовили наши юристы. Или ответьте на несколько вопросов ниже, чтобы узнать, каковы ваши шансы на возврат денег.
Ваш DestraLegal ♥
%%type:compensation, id:bank_services%%