Продавец не возвращает деньги за купленную вещь, подрядчик плохо выполнил свою работу, работодатель увольняет без повода? В таких случаях нужно не медлить и готовить претензию в их адрес. Чтобы это сделать, нужно знать несколько простых правил, и в этой статье мы научимся с вами готовить досудебную претензию.
У вас уже возникли вопросы? Запишитесь на бесплатную консультацию по ссылке. Опишите кратко вашу ситуацию, а после с вами свяжется юрист, проанализирует вашу ситуацию и разработает дальнейший план действий.
Оглавление
Претензия обязательна?
Обязательный претензионный порядок установлен не для всех споров. При участии потребителей (т.е. физлиц, которые приобрели товар или заказали услугу для личных целей) претензия обязательна в следующих ситуациях (п. п. 3, 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 18):
- при нарушении обязательств оператором связи по договору об оказании услуг связи;
- в связи с перевозкой груза, пассажиров, багажа, а также буксировкой объектов внутренним водным транспортом;
- в связи с недостатками качества туристских услуг, оказываемых туроператором;
- в случае требований потребителя финансовых услуг к финансовым организациям, таким как страховые компании, для получения страховых выплат, например, по ОСАГО или при добровольном страховании имущества, если сумма требования не превышает 500 тыс. рублей.
В последнем случае необходимо сначала обратиться в банк с заявлением, затем — с претензией о восстановлении нарушенных прав, и только после этого, при соблюдении определенных условий, обращаться к финансовому уполномоченному.
Подробнее о том, как направить претензию в страховую, читайте в прошлой статье.
Также соблюдение досудебного порядка урегулирования спора обязательно, если потребитель хочет изменить или расторгнуть договор.
Несоблюдение обязательного претензионного порядка может привести к возвращению искового заявления или оставлению иска без рассмотрения.
У вас уже возникли вопросы? Запишитесь на бесплатную консультацию по ссылке. Опишите кратко вашу ситуацию, а после с вами свяжется юрист, проанализирует вашу ситуацию и разработает дальнейший план действий.
Из чего состоит претензия?
Независимо от типа спора (к подрядчику, работодателю, страховой, банку или другому контагенту) все претензии можно составлять по одному формату.
Как правило, претензии состоят из «шапки», «тела» и просительной части и подписи.
«Шапка»
Шапка – в ней указываются основные реквизиты претензии и данные о сторонах договора.
«Тело»
Эта часть содержательная. Обычно в ней описывают фактические обстоятельства (реквизиты договора, в чём состоит нарушение, когда оно произошло, что это подтверждает) и правовое обоснование (нормы из закона, которые обосновывают ваши требования, релевантная судебная практика).
Например, выше мы привели пример претензии, с помощью которой удалось в короткий срок вернуть стоимость обучения у онлайн-школы. Если кратко, то студент передумал обучаться и требовал вернуть деньги за онлайн-обучение.
Потребитель имеет право отказаться от образовательной услуги в любое время в течение курса, компенсировав онлайн-школе фактически понесённые расходы. Это прямо указано как в Законе о защите прав потребителей в ст. 32, так и подтверждается высшими судебными инстанциями (см. определение Верховного Суда РФ № 72-КГ23-1-К8 от 08.08.2023).
Так что, если сослаться на эти поинты, то ваша позиция уже будет смотреть сильнее и обоснованнее.
Просительная часть
В последней части укажите следующую информацию:
- конкретные требования к исполнителю. Лучше сразу указать те требования, с которыми вы, при их невыполнении, намерены обратиться в суд. Иначе суд может посчитать, что претензионный порядок не был соблюден.
- срок, в течение которого вы ожидаете выполнения своих требований.
- последствия отказа исполнителя выполнить требования добровольно — необходимость обратиться в суд для защиты своих прав.
Приложения
Приложения есть не у всех и не всегда. Тем не менее можно приложить к претензии следующие документы:
- документы, подтверждающие ваше право предъявить требования исполнителю, например, акт оказания услуг с указанием недостатков.
- копию договора на оказание платных услуг.
- документы, подтверждающие оплату услуг (если имеются).
- расчет неустойки (если это необходимо).
- расчет убытков (если это требуется).
- копию документа, подтверждающего полномочия подписавшего претензию, например, копию доверенности вашего представителя.
- другие документы или сведения, которые необходимы для соблюдения досудебного порядка (если это предусмотрено законом или договором).
А затем поставьте подпись и дату претензии.
Как часто удаётся решить вопрос досудебно?
Если оставить формальности, то мы рекомендуем готовить претензию независимо от того, обязывает ли вас закон. Претензия – это удобный инструмент защиты, который позволяет сэкономить время на участие в суде и прийти к желаемому результату в короткий срок.
Например, по нашей практике почти в 40% cлучаев потребителям удавалось разрешить спор до суда! Ещё в 3% случаев потребители сначала получают отказа в претензионном порядке, отправляют иск в суд, а после исполнитель предпринимает попытки заключить мировое соглашение с ними, так как осознает, что иначе он попадёт на более крупную сумму.
И это не пустая цифра: исполнители обязаны рассмотреть претензию в течение 10 дней после её получения, когда судьи могут рассматривать ваш иск от 2 до 6 месяцев, после чего понадобится вручить исполнительный лист приставу для принудительного исполнения решения.
Так что если мы смогли вас убедить в том, что претензия – это действительно работающий инструмент и вам нужна помощь в её подготовке, то оставьте заявку на бесплатную консультацию у юриста DestraLegal.ru. В инструкции вам потребуется только описать ситуацию и дождаться обратной связи от нашей команды.
Ваш DestraLegal