Ежедневно мы сталкиваемся с оказанием услуг: обучение, медицинская помощь, поход к парикмахеру, доставки и так далее. Приобретая какую-то услугу, каждый ожидает получить качественный результат, соответствующий обещаниям или рекламе. Однако в реальности все может оказаться не так гладко, и услуга может быть оказана не самым лучшим образом. А это неприятно, не правда ли?
Сегодня мы разберемся в матчасти и на примерах разберем, как вернуть деньги за некачественную услугу и получить денежную компенсацию.
%%type:widgetForm, id:return_service%%
Оглавление
- Что говорит закон про некачественные услуги?
- Какой порядок действий при обнаружении недостатков оказанной услуги?
- Как на практике: во время ремонта возникли проблемы с мебелью
Что говорит закон про некачественные услуги?
Если вы выявили недостатки услуг, нужно своевременно зафиксировать их, чтобы не пропустить срок для их обнаружения. В качестве доказательств подойдут фотографии, видеозаписи, заключения эксперта – все зависит от вида оказываемых услуг.
А теперь о тех самых “недостатках”. Их бывает несколько видов:
Явные. Поскольку сама суть недостатка вытекает из названия, то должны быть зафиксированы при получении услуг (например, по ТЗ стены должны были покрасить в бирюзовый, а по факту они красные);
Скрытые. Их нельзя обнаружить при обычной приемке, как при явных недостатках, поэтому и сроки предъявления претензий значительно увеличены:
- в течение разумного срока, но в пределах двух лет со дня передачи результата, если нет гарантийного или иного срока;
- в течение гарантийного срока для материального результата услуг;
- в течение двух лет с момента приемки материального результата услуг, который был принят или должен был быть принят заказчиком, если гарантийный срок составляет менее двух лет.
Когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и ненадлежащее качество работы (услуги) обнаружено по его истечении, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), для предъявления требования вам нужно доказать, что недостатки возникли до принятия вами результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.
Если недостатки будут обнаружены в указанный выше срок, то вы имеете право обратиться к исполнителю. Закон позволяет указать в претензии требование:
- соразмерном уменьшении цены;
- безвозмездном устранении недостатков;
- возмещении расходов на устранение недостатков - если договором предусмотрено право заказчика устранять недостатки своими силами или силами третьих лиц.
Кроме того, вы можете потребовать возмещения убытков, уплаты предусмотренной договором неустойки. Обратите внимание на то, что если недостатки услуг существенные или не устранены в разумный срок, вы можете отказаться от договора.
Какой порядок действий при обнаружении недостатков оказанной услуги?
А теперь разберем все по полочкам. Начнем с самого начала – ваших действий после обнаружения недостатка (при этом не забывайте о сроках, когда вы имеете право что-то “спросить” с исполнителя). Если факт оказания услуг ненадлежащего качества обнаружен при приемке услуг, это нужно указать в акте об оказании услуг или ином документе, подтверждающем приемку. В противном случае вы не сможете сослаться на недостатки и предъявить требования, связанные с ненадлежащим качеством услуг. Во всех остальных случаях составьте акт о недостатках. Мы рекомендуем его составить, если недостатки выявлены:
- в процессе потребления услуг;
- после приемки, поскольку не могли быть обнаружены во время нее (скрытые недостатки);
- при приемке, но исполнитель на ней не присутствовал (направил вам подписанный со своей стороны акт).
В акте о недостатках укажите:
- реквизиты договора о возмездном оказании услуг;
- информацию о приглашении представителя исполнителя для составления акта;
- услуги, которые оказаны, и реквизиты документов об их оказании (акта приема-передачи);
- описание недостатков услуг, в том числе, какие требования к качеству нарушены (условия договора о качестве, обычно предъявляемые требования (ст. ст. 783, 721 ГК РФ), требования законов об отдельных видах услуг, правил их оказания, стандартов и так далее).
Когда доказательства получены, вам нужно определиться с требованием, которое будете предъявлять исполнителю: снизить цену, устранить недостатки, возместить расходы.
Если первые два этапа выполнены, то переходим к финалочке – составлению и направлению претензии. В ней нужно описать фактические обстоятельства спора, четко сформулировать ваши требования и приложить доказательства некачественности оказанной услуги. Если по какой-то причине просьбы будут проигнорированы, то смело готовьте иск и подавайте в суд.
П.с. вы сможете получить даже больше денег, чем по претензии, но это более продолжительный процесс, который отнимет гораааздо больше сил и нервов без надежного плеча, на которое можно всегда положиться и уточнить юридические моменты.
Исковое заявление подается в суд по выбору истца по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель - его жительства;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора;
- нахождения филиала или представительства организации (если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства).
Истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.
В случае удовлетворения судом требований потребителя, которые не были выполнены подрядчиком добровольно, суд взыскивает с подрядчика штраф в пользу потребителя в размере 50% присужденной ему суммы. Также при удовлетворении иска суд может взыскать с подрядчика заявленные потребителем судебные расходы, в том числе на оплату услуг представителя (за исключением оплаты услуг представителя общества по защите прав потребителей), почтовые расходы, связанные с производством по делу.
Если вы сомневаетесь в том, можно ли вернуть деньги за услугу, то советуем обратиться к юристу DestraLegal за бесплатной консультацией. Вам нужно заполнить форму и кратко описать ситуацию, после чего юрист сориентирует по шансам и подскажет, какие документы потребуются для решения вашего вопроса.
Как на практике: во время ремонта возникли проблемы с мебелью
Некачественная сборка и установка мебели. Тоже довольно болезненная тема, согласитесь?
Компания должна была изготовить, собрать и доставить комод, шкаф. Общая стоимость такой услуги составила 186 700 рублей. Как это бывает, приехал замерщик, осмотрел квартиру и уехал, ничего не сказав про трудности по установке, которые произойдут впоследствии. Наш клиент не обладал достаточными знаниями и навыками в планировке и изготовлении мебели, а обратившись за данной услугой к профессионалу, девушка ожидала, что представители компании при невозможности изготовления товара по предоставленным размерам, сообщит об этом. Однако этого сделано не было.
Сборка производилась мастерами со стороны компании. После сборки клиентом были обнаружены недостатки: скол боковой части комода, центр тяжести комода смещен, комод неустойчив при открытых ящиках в пустом виде, шатается, имеется трещина на дне ящика. Ящики туго открываются: требуют серьезных усилий, чтобы их выдвинуть. Кроме того, ручки шкафа и комода имеют острые, не сглаженные края и небезопасны для использования. Таким образом, установленная мебель имеет существенные недостатки. Нами были отмечено, что до выполнения обязательств по сборке мебели установить наличие дефектов не представлялось возможным.
По требованию девушки компания повторно пригласила замерщика для фиксации недостатков. Сборщиком было предложено произвести дополнительную регулировку шкафа и заменить боковую часть комода со сколом. По остальным дефектам сборщик решений предложить не смог и попросил предоставить время на общение с руководством. Компания предложила устранить неустойчивость комода путем увеличения его глубины и обточить ручки на мебели для устранения острых граней, однако предложение нашу клиентку не устроило, и она попросила вернуть деньги за некачественное оказание услуги.
Наши требования в суде были следующими: взыскать 186 700 рублей за услугу, неустойку в размере 112 020 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 3 816 рублей, штраф в размере 50% от присужденной суммы и обязать компанию вывезти мебель за свой счет из квартиры.
В итоге суд встал на нашу сторону и обязал компанию выплатить денежные средства в размере 186 700 рублей, неустойку в размере 112 020 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей, штраф в размере 150 860 рублей, расходы на оплату юридических услуг 3 816 рублей. Таким образом, всего было взыскано 456 396 рублей.
Не закрывайте глаза на безответственное отношение к выполнению работы, за которую вы отдали кровные деньги. Видите недостаток - смело обращайтесь с претензией и просите устранить недостаток или вернуть деньги.
Если вы не желаете тратить время на изучение законодательства и подготовку заявления и иных документов своими силами, то советуем обратиться к юристу DestraLegal за бесплатной консультацией. Вам нужно заполнить форму и кратко описать ситуацию, после чего юрист сориентирует по шансам и подскажет, какие документы потребуются для решения вашего вопроса.
Не бойтесь отстаивать свои права,
А юристы DestraLegal.ru вам в этом помогут 💙
%%type:compensation, id:return_service%%