Заказывая ремонт у частного мастера или специализированной компании мы ожидаем, что ремонт будет соответствовать заказу/ рекламе и быть качественным. Но не всегда планы идут как надо, и тем не менее нужно быть готовым отстоять свои права (потребовать устранения недостатков, снизить стоимость ремонта, компенсировать ущерб и т.д.).
Юристы DestraLegal подготовили справку, в которой разобрали основные вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются клиенты на практике из-за некачественного ремонта.
%%type:widgetForm, id:return_service%%
Оглавление
- Как выявить некачественные услуги по закону?
- Как зафиксировать недостатки
- Алгоритм подготовки претензии
- Дальнейший порядок действий
- Что на практике?
Как выявить некачественные услуги по закону?
Если вы обнаружили недостатки в ремонте, важно своевременно зафиксировать их, чтобы не упустить сроки для их обнаружения. В качестве доказательств могут служить фотографии, видеозаписи, заключения эксперта – все зависит от характера услуг.
Различают несколько видов недостатков:
- Явные недостатки, которые очевидны и должны быть зафиксированы при получении услуг. Например, если по техническому заданию стены должны были быть покрашены в бирюзовый цвет, а по факту их покрасили в красный.
- Скрытые недостатки, которые нельзя обнаружить при обычной приемке, в отличие от явных. Сроки предъявления претензий для скрытых недостатков значительно увеличены – он равен 2 годам со дня приёма результата работы.
Если вы обнаружите недостатки в услугах в установленные сроки, вы имеете право обратиться к исполнителю с претензией. Закон предусматривает возможность выдвигать следующие требования:
- Соразмерное уменьшение цены.
- Безвозмездное устранение недостатков.
- Возместить расходы на устранение недостатков своими силами или третьим лицом.
Также вы можете потребовать возмещения убытков и уплаты неустойки, предусмотренной договором. Обратите внимание, что если недостатки услуг являются существенными или не устраняются в разумный срок, у вас есть право отказаться от договора.
Как зафиксировать недостатки
Если вы обнаружили дефекты/ недостатки в ремонте, необходимо указать это в акте приёма-передачи или другом документе, подтверждающем приёмку. В противном случае вы не сможете ссылаться на недостатки и предъявлять соответствующие требования. В остальных ситуациях рекомендуется составить акт о недостатках, если:
- Недостатки были обнаружены в процессе потребления услуги.
- Обнаружены после приемки из-за их скрытого характера.
- При приемке, но исполнитель не присутствовал и направил вам подписанный им акт.
В акте о недостатках следует указать:
- Реквизиты договора оказания услуг.
- Информацию о приглашении представителя исполнителя для составления акта.
- Перечень оказанных услуг и документов об их оказании (например, акта приема-передачи).
- Описание недостатков услуг и какие требования к качеству были нарушены (условия договора о качестве, стандарты обслуживания, требования законодательства).
Когда доказательства собраны, определитесь с требованием, которое вы будете предъявлять исполнителю: снижение цены, устранение недостатков, возмещение расходов и т. д.
Алгоритм подготовки претензии
Далее переходим к следующему шагу – составлению и направлению претензии.
В этом документе необходимо описать фактические обстоятельства спора, четко сформулировать ваши требования и приложить доказательства некачественного выполнения ремонта.
При составлении претензии придерживайтесь этого плана:
- Перечислите стороны договора. В договоре услуг указываются две стороны: заказчик – тот, кому нужен результат работы, и исполнитель – тот, кто нанимается на выполнение работы. В правом верхнем углу следует указать фамилию, имя и отчество (при наличии) заказчика, наименование исполнителя, адрес регистрации или место проживания обеих сторон, а также контактную информацию для получения ответа.
- Опишите фактические обстоятельства, предшествующие направлению претензии. Например, укажите дату заключения договора, способ его оформления (по переписке, в форме договора, устно), дату выявления дефекта или другого недостатка услуги и т. д.
- Обоснуйте нарушение прав: приведите нормы из законодательства, подтверждающие ваши доводы, и ссылаясь на судебную практику для дополнительной поддержки.
- Сформулируйте просьбу: укажите, что именно вы просите исполнителя сделать и в какие сроки. Обычно эта часть состоит из нескольких пунктов с конкретными требованиями.
- Приложите документы: включите доказательства, подтверждающие ваши доводы. Например, копии договора, переписки с исполнителем, результаты экспертизы, если привлекали эксперта и т. д.
- Подпишите и расшифруйте свою подпись.
Если у вас есть контакты контрагента через мессенджер или электронную почту, рекомендуется направить претензию с приложениями по этим каналам связи. Если в разумный срок ответ не поступит, следует отправить дубликат претензии по Почте России по юридическому адресу лица.
Если вы заказывали ремонт у ИП, то необходимо запросить в ФНС России адрес его проживания, так как эта информация не является общедоступной. Если исполнитель – физлицо, адрес которого неизвестен, рекомендуется обратиться в уполномоченные органы для получения информации, например, в полицию.
После получения претензии у контрагента есть 10 дней на ответ. Если ваши просьбы будут проигнорированы по какой-либо причине, вы можете готовить иск и подавать его в суд.
Дальнейший порядок действий
Потребитель/ заказчик может направить иск в суд по своему выбору:
- По месту нахождения организации, либо по месту жительства Ип, если он является ответчиком.
- По месту жительства или пребывания истца.
- По месту заключения или исполнения договора.
- По месту нахождения филиала или представительства организации, если иск направлен к организации через её филиал или представительство.
Потребители освобождены от уплаты государственной пошлины, если сумма иска не превышает 1 млн. рублей. При превышении этой суммы государственная пошлина взимается в размере, рассчитанном исходя из суммы иска, за вычетом суммы госпошлины, которая была бы уплачена при иске в 1 млн. рублей.
В случае удовлетворения судом требований потребителя, которые подрядчик не выполнил добровольно, суд может наложить на подрядчика штраф в размере 50% от присужденной суммы. Кроме того, суд может взыскать с подрядчика судебные расходы, включая оплату услуг представителя, почтовые и другие расходы, связанные с рассмотрением дела.
Что на практике?
Потребительские споры – это один из самых частых запросов, с которым к нам обращаются клиенты. И чаще всего эти споры рождаются на пустом месте и также быстро затягиваются не по их вине.
Итак, клиент сдал наушники в ремонт по гарантии в Технопарк (на момент покупки наушники стоили 16 880 рублей). Ближе к окончанию срока ремонта в магазине покупателю сообщили, что возможен вариант обмена на другие наушники/ наушники той же марки, но с большой доплатой или возврат средств. При этом не было никакой возможности восстановить эти наушники (т.к. отсутствовали комплектующие) или заменить их без доплаты.
Ещё до обращения к нам клиент подала жалобу в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Московской области, и по результатам проверки орган установил, что ему была оказана услуга ненадлежащего качества. Кроме того, Роспотребнадзор подтвердил готовность выступить для дачи заключения по существу вопроса в рамках официального запроса суда.
С какими требованиями мы обратились в суд:
В итоге, дело закончилось успешно. Клиентке присудили 40 651 рублей!
%%type:widgetForm, id:return_service%%
Если остались вопросы к юристу, то заполните инструкцию на сайте DestraLegal. Для этого кратко опишите вашу ситуацию, и юрист поможет вам оценить шансы и подскажет, какой минимальный набор документов нужен для решения вашего вопроса.
Всегда ваш, DestraLegal
%%type:compensation, id:return_service%%