Отстаивание прав через суд – это поистине трудоёмкое дело, которое требует специальных знаний в той или иной отрасли права. Тем не менее права нарушаются в том числе аптеками, медицинскими организациями, что вынуждает потребителей стучаться в различные инстанции.
Вместо того, чтобы идти к арбитру, граждане вправе направить жалобу в уполномоченный орган, а последний будет вынужден проверить обращение и дать ответ. Обсудим, когда следует обращаться в Росздравнадзор и что представляет из себя жалоба.
Оглавление
Основания для подачи жалобы в Росздравнадзор
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, иначе Росздравнадзор, контролирует государственные и частные медицинских учреждения, деятельность аптек. Всего этот орган занимается контролем за обращением медицинских изделий и лекарственных средства, за качеством и безопасностью медицинской деятельности, за выставлением цен на лекарственные препараты, в том числе жизненно важные, а также за реализацией программ, связанных с здравоохранением.
Преимущественно деятельность регулируется Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323, но права пользователей медицинских услуг прописаны в законе от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ, на что необходимо опираться при принятии решения: есть ли нарушение прав. Иная нормативная документация перечислена на сайте органа.
Например, обратиться в уполномоченный орган можно в следующих ситуациях:
- нарушены права пациента при обращении в медицинское учреждение, в частности: организация проводит операции без соответствующей лицензии;
- из ассортимента выпали жизненно важные лекарственные средства и/или они представлены по повышенным ценам;
- лекарственные средства, которые выставлены на продажу, вызывают не декларированные побочные действия, нежелательные реакции, которые создают угрозу для пользователей;
- неправильно произведен расчёт выплат по действующим социальным программам;
- медицинский работник неверно поставил диагноз и прочее.
Как показывают обзоры Росздравнадзора, большая часть принятых жалоб касалась вопросов качества и безопасности медицинской деятельности, реализации программ и национальных проектов, лицензирования, обращения лекарственных средств и иное. Поэтому при принятии решения, стоит ли обращаться в этот орган, отталкивайтесь от того, а компетентен ли орган рассматривать обращения по таким вопросам.
Как составить жалобу
Если вы определились с тем, что ваши права были нарушены и это не простое субъективное мнение, нужно переходить к следующему этапу: куда стоит пожаловаться. Помимо Росздравнадзора, о чём не преминул сказать сам орган, существуют иные ответственные органы. Пациент / иной пользователь медицинских услуг вправе обратиться к руководству медицинской организации, территориальному фонду ОМС субъекта РФ, Роспотребнадзору, а также прокуратуру или суд.
И хотя перечисленные органы (помимо суда) являются, прежде всего, не специализированными, пациенты вправе принять самостоятельное решение, в какой орган следует стучаться.
Росздравнадзор вправе по результатам рассмотрения обращения провести проверку организации и произвести следующие меры реагирования: выдать медицинскому учреждению предписания об устранении обнаруженных нарушений, провести контроль над устранением обнаруженных нарушений, привлечь виновных лиц к ответственности за допущение правонарушения, содействовать в подготовке протокола в случае выявления административного правонарушения, а также обратиться в прокуратуру для более тщательного реагирования (то есть передать результаты проверки).
Кроме того, обращение в этот исполнительный орган будет полезно тем, что в короткие сроки будет осуществлена проверка нарушения тем органом, который смыслит в вопросах здравоохранения. Напротив, в судах потребуется привлекать экспертов, тратить не 30 дней на обращение, а более полугода на рассмотрение дела, а также возможны судебные издержки на ведение дела.
Как и для исковых заявлений, не существует типовой формы для составления жалобы в адрес Росздравнадзора. В законе представлены лишь некоторые обязательные реквизиты, без которых жалоба может быть не принята либо уточнена. При этом не требуется прикладывать паспортные данные заявителя.
Достаточно того, что жалоба будет не анонимной и обеспечивать идентификацию отправителя (как для дальнейшей коммуникации, так и проверки информации). Для того, чтобы жалоба не казалась хаотичной, следует расположить ее в следующей последовательности: расположить вводную часть, мотивировочную, просительную, а также информацию личного характера.
Структурно жалоба будет выглядеть так:
- От кого и кому: в шапке жалобы укажите фамилию, имя и отчество (при наличии), наименование территориального органа ведомства. Ниже фамилию, имя и отчество (при наличии) обратившегося лица, его контактные данные. Паспортные данные можно опустить. В качестве контактов укажите адрес регистрации, номер телефона для связи, электронную почту.
- Наименование документа: по центру укажите «жалоба» или «обращение».
- Фактические обстоятельства: последовательно и содержательно укажите, в чём состоит нарушение вашего права. Требуется также предостаивть данные о медицинском или аптечном учреждении, данные врачей, дату проведения медицинской процедуры или иного действия, которое послужило поводом для обращения. Если ранее вы обращались в иные ведомства, покажите, к какому результату это привело. Например, если вы обращались в медицинскую комиссию или к главному врачу, но получили отказ. Будет не лишним показать всю информацию, которая будет иметь вес.
- Правовое обоснование: со ссылкой на законодательство укажите, в чем суть нарушения вашего права, приведите судебную практику или разъяснения в случае необходимости.
- Просительная часть: напишите по центру «прошу», двоеточие и по пунктам укажите, какие меры орган должен принять. Другими словами, зачем вы вообще обратились к нему и какого эффекта ожидаете. В любом случае от Росздравнадзора просят провести проверку и принять необходимые меры.
- Список приложений: это документальные подтверждения нарушения прав пациентов, если такие бумаги имеются (например, больничные листы, переписка с медицинским учреждением, рецептурные бланки, чеки на оплату медицинских услуг и прочее. Следует также приложить аудио- и видеоматериалы, если такие имеются по делу.
- Дата и подпись обратившегося лица.
Как и куда направить жалобу
После того, как жалоба была написана и перечитана вами, необходимо ее направить. С недавнего времени орган не приветствует личные обращения по соображениям безопасности, поэтому пациенту на выбор предоставлены следующие способы:
- отправить письменное обращение посредством Почты России по адресу: 109012, Москва, Славянская площадь, д.4, стр.1. Данный способ хорош тем, что можно будет сохранить себе квитанцию об отправке и страничку описи вложения, чтобы после в суде использовать для подтверждения факта обращения в Росздравнадзор.
- заполнить форму подачи обращения на официальном сайте Росздравнадзора.
Главное, что анонимно пожаловаться не получится. Росздравнадзор попросту не будет рассматривать её. Но не волнуйтесь, эта информация не выйдет за рамки проверки, и медициеское учреждение не будет осведомлено о том, кто именно повлек на него проверку.
Если обращение пройдет формальный отбор (критерии допустиммости, формы, содержание), орган обязан рассмотреть любое письменной обращение в течение 30 дней. Если требуется запросить недостающую информацию, этот срок может быть увеличен на дополнительные не более 30 дней.
Чтобы увеличить шансы на положительный исход, вы можете доверить составление жалобы нашему юристу. В отличие от «физических юристов» не потребуется присутствовать в офисе или быть в определенном городе, собирать все юридически значимые доказательства и разбираться в том, а значимые ли они вообще. Все общение будет проводиться через Интернет.
Для оформления заказа на работу с юристом, заполните форму на сайте Destralegal. Если вы сомневаетесь или хотите убедиться в правильности заполнения, обратитесь к юристу в чат. Он находится в окошке справа и всегда будет рад проконсультировать.
Всегда ваш, DestraLegal