Если вы настроены вернуть автомобиль, нужно быть знакомым с процедурными вопросами. Как-никак автомобиль отличается от иных технически-сложных товаров по габаритам и регистрации перехода права собственности, а значит – и вернуть его можно лишь при соблюдении ряда условий. В этой статье мы обсудим почему и как возвращается автомобиль, и разнятся ли правила от того, у кого изначально приобреталась вещь.
%%type:widget, id:purchase-returns, name:quiz%%
Оглавление
- Основания для возврата автомобиля по закону
- Как вернуть авто, если истёк гарантийный срок
- Если продавцом было физическое лицо
- Как предъявить требования, если получили отказ
Основания для возврата автомобиля по закону
Для ясного понимания, представим задачку. Некий Петров приобретает автомобиль в дилерском центре, но на протяжении всего срока обслуживания покупка оказывалась так или иначе на ремонте в салоне: то требовалось заменить двигатель, то элементы трансмиссии, а то менялась автоматическая коробка передач. Спустя время походы в салон начали вовсе смущать, и Петров решил обратиться в салон для возврата денежных средств и убытков, которые он понес на закрытие дыр.
Автомобиль – это технически-сложный товар, который нельзя вернуть в течение 14 дней, не считая день покупки, просто потому, что не понравилась окраска или покупатель нашёл вариант получше. Поэтому обмен товара не осуществляется, но покупатель вправе вернуть стоимость покупки в случае существенного нарушения требований к его качеству (абз. 4 п. 1 ст. 25, абз. 8 п. 1 ст. 18 закона N 3200-1-ФЗ, п. 3 ст. 503 ГК РФ, Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924).
Таким образом, выявление недостатков в качестве товара является условием для возврата транспортного средства. Мы будем не раз говорить про отступление от качества товара, но чтобы не быть голословными, следует быть знакомым с этим термином.
Продавец обязан передать вещь, которая соответствует договору купли-продажи. Если в договоре нет отдельных требований к качеству либо этот пункт вовсе опущен сторонами, то товар должен быть пригодным для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Иными словами, автомобиль должен быть рабочим, не поколотым, а покупатель должен быть осведомлен о всех неполадках, которые присутствуют в транспортном средстве (п.п. 1, 2 ст. 469 ГК РФ).
После передачи товара, риск случайной гибели или повреждения переходит на покупателя, как настоящего обладателя вещи. Но продавец отвечает за недостатки автомобиля, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента (п. 1 ст. 476 ГК РФ).
Если покупатель, как в ситуации с Петровым, заменит недостатки товара, которые возникли до передачи автомобиля или по причинам, которые родились тогда, когда покупатель еще не владел вещью, есть все основания предъявлять требования. Допустим, такие претензии могут родиться, когда есть внутренние поломки вещи, которые было невозможно выследить при осмотре товара; если покраска скрывала брак отделки автомобиля и другие недостатки, которые покупатель не может выявить при получении вещи.
Покупатель технически сложного товара независимо от характера обнаруженных в нём недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы в течение 15 со дня его передачи. Если срок пропущен, покупатель наделяется правом на возврат стоимости автомобиля, в частности, если:
- выявлен существенный недостаток товара;
- нарушены установленные законом сроки устранения недостатков товара;
- товар невозможно использовать в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Но обо всём по порядку. Недостатки будут признаваться существенными, если они не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения.
Сами результаты экспертизы (как независимого оценщика, так и судебного эксперта) не являются достаточным, неопровержимым и единственно-верным доказательством. Но в купе с иными доказательствами этого может быть полно для того, чтобы показать: дефект возник независимо от действий покупателя, и он является существенным.
При этом расходы на экспертизу ложатся на ту сторону, которая повинна в возникновении дефекта, а бремя доказывания, по общему правилу, лежит на продавце (п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17).
Если недостаток не признать существенным, покупатель вправе вернуть товар продавцу, если были нарушены сроки на устранение недостатков товара. Иногда сроки на устранение недостатков регулируются в договоре или по соглашению сторон. Но если договорной срок не согласован или он завышенный, ремонт должен быть осуществлен незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учётом обычно применяемого способа. Срок не может превышать 45 дней (п. 1 ст. 20 закона о защите прав потребителя).
И если продавец пропустил сроки на устранение недостатков, заранее не предупредил о задержке и не согласовал новый срок на устранение, покупатель может бить в баклуши и радоваться: наступило второе условие для возврата стоимости автомобиля.
Третьим условием считается невозможность использовать товар по назначению в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Например, Петров попросил не вернуть стоимость транспортного средства, а заменить двигатель.
Это не было неустранимым дефектом, починить машину не составляет особого труда. После ремонта двигатель снова глохнет, Петров повторно просит проверить работу и устранить недостатки. Гарантийный срок составляется два года и в течение этого срока Петров вот уже два раза обращается по одной и той же поломке, а ремонт каждый раз отнимает месяц. Этот случай также является достаточным для возврата стоимости товара.
Как вернуть авто, если истёк гарантийный срок
Если продавец предусмотрел гарантийный срок на товар, то это значительно упрощает жизнь покупателю, вещь правила могут предусматривать повышенные сроки на обращение к продавцу, да и проще будет доказывать, почему дефект не зависит от вашего участия.
По общему правилу, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю.
В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента (п. 3, 5 ст. 477 ГК РФ, п. 1, 5 ст. 19 ЗоЗПП).
Другими словами, с момента выявления недостатка товара и иных не обговоренных обстоятельств покупатель может заявить требования в пределах двух лет. Если продавец предусмотрел гарантийный срок, то в пределах гарантийного срока, но не менее двух лет. И даже если гарантия продавца составляет один год, отталкиваться надо от общего двухлетнего срока.
Но и два года – это не предельный срок. Покупатель вправе требовать от изготовителя безвозмездного устранения существенных недостатков автомобиля на протяжении установленного срока службы товара, а если такой срок не определен, то в течение 10-летнего периода с момента передачи авто потребителю.
Если в течение 20 дней недостатки не будут устранены изготовителем, а недостаток признается неустранимым, покупатель вправе обратиться со следующими требованиями к изготовителю (п. 6 ст. 19 ЗоЗПП):
- потребовать замены на товар этой же марки;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков авто или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- возвратить автомобиль изготовителю и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Если продавцом было физическое лицо
Автомобиль можно приобрести как у дилера, в автосалоне, так и с рук у другого физического лица. И если между частными лицами был составлен и оговорен договор купли-продажи, без заминок возникла регистрация права собственности и переданы все комплектующие изделия, документы, то различие в регулировании.
Видите ли, на протяжении статьи мы опирались не только на Гражданский кодекс, но и Закон о защите прав потребителя. Но если продавцом не является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, применять положения ЗоЗПП нельзя.
На подобные отношения этот закон не распространяется, так как не соблюдается субъективный состав: отношения возникают между равными физическими лицами, не фигурирует лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, и поэтому не существует изначально «слабой» стороны, которую нужно оберегать потребительским законом. При возникновении спора между продавцом и покупателем опираться нужно на главу 30 Гражданского кодекса РФ и общие положения кодекса.
Например, при продаже автомобиля от одного частного лица другому невозможно будет предъявить требования из недостатков товара по истечение гарантийного срока или двух лет. Изготовитель, к тому же, не будет отвечать за недостатки в течение срока службы (ст. 477 ГК РФ).
Как предъявить требования, если получили отказ
Независимо от того, у кого приобретался автомобиль, мы рекомендуем до суда попробовать мирно урегулировать спор. Претензия хороша тем, что позволяет не прибегать к помощи арбитра, не нужно нести судебные расходы, можно назначать сроки на удовлетворение требований и договариваться сторонам. Подать иск вы еще успеете.
По своей сути претензия напоминает исковое заявление: в ней также есть правовое обоснование, ссылки на законодательство и судебную практику. Однако является «мирным» документом, в котором есть лишь указание на то, что в случае неурегулирования спора на досудебном этапе последует суд.
%%type:widget, id:purchase-returns, name:quiz%%
Если по претензии требование не было удовлетворено или ответ вы не получили вовсе, можно обращаться с иском в суд. Хотя упоминание иска кажется делом непривычным и сложным, и многие не знают, как вести себя в суде, – это не потребуется. Достаточно подготовить грамотную позицию, направить в надлежащем виде по почте, просить судью рассмотреть дело в отсутствие истца и взыскать компенсацию.
Чтобы увеличить свои шансы на положительный исход дела, вы можете доверить разрешение спора нашему юристу. Для оформления заказа на работу с юристом, заполните форму «Вернуть товар».
После ответа на несколько вопросов система определит, есть ли у вас законные основания для возврата товара, а после будет без труда создан заказ, который вы сможете отслеживать в личном кабинете на сайте. Если возникнут дополнительные вопросы, можно обратиться за консультацией юриста в чате.
Всегда ваш, DestraLegal
%%type:compensation, id:purchase-returns%%