Назад к блогу

Закон о защите прав потребителей. Химчистка.

Что делать, если после химчистки вещь испортилась? Куда жаловаться?

zakon-o-zashchitie-prav-potriebitieliei-khimchistka-min-1

Решили убрать пару пятен с любимого дорого платья, а в химчистке в итоге сделали только хуже? Что делать и кому жаловаться? Можно ли получить компенсацию? Рассказываем в нашей статье.

%%type:widget, id:return_service, name:order-quiz%%

Оглавление


Что делать, если в химчистке испортили вещь

Во-первых, помните, что перед тем, как принять вещь, сотрудник химчистки обязан предоставить необходимую и достоверную информацию об услуге (статья 10 Закона о защите прав потребителей). С учетом материала и характера загрязнения работник химчистки должен предупредить о рисках. Не сядет ли вещь? Не порвется? Если сотрудник ничего про это не говорит, то спросите у него сами.

Во-вторых, будьте внимательны при сдаче вещей в химчистку. При приеме изделия в квитанции (договоре об оказании услуг) должно быть указано:

  • наименование изделия;
  • его цвет;
  • волокнистый состав;
  • комплектность;
  • фурнитура;
  • имеющиеся дефекты, неудаляемые при химчистке;
  • дополнительные платные услуги, на которые вы согласились (например, аппретирование, дезодорация или антистатическая обработка).

Все эти требования перечислены в пункте 16 Правил бытового обслуживания населения (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1514).

Определять вид обработки будет исполнитель. Делать он это должен в соответствии с символами по уходу на маркировочной ленте вашей вещи. Если такой ленты нет, то вид обработки исполнитель должен согласовать с клиентом.

Если в процессе чистки может быть повреждена некоторая фурнитура изделия, то исполнитель обязан спороть её и пришить к изделию съемные детали.

При получении изделия из химчистки вы должны проверить:

  • сохранность исходной формы изделия;
  • целостность;
  • размер и цвет;
  • рисунок и рельефность.

Если вы обнаружили недостатки вещи, то надо определить, какой именно это недостаток. Если сбылись предположения исполнителя и это тот самый недостаток вещи, о возникновении которого работники вас предупреждали перед приемкой, то химчистка освобождается от ответственности за повреждение (пункт 3 статьи 35 Закона о защите прав потребителей).

Ещё одна ситуация, в которой химчистка не будет отвечать за испорченную вещь - это когда потребитель не может доказать, что вещь была испорчена до её передачи клиенту или по причинам, возникшим до этого момента (подробнее в пункте 8 Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 3, 2018 год).

Если два описанных выше исключения к вашей ситуации не относятся, вещь испорчена и виновата точно химчистка, то надо готовить претензию (жалобу).

Подробнее о том, как быть, если вам оказали некачественную услугу, читайте в пошаговой инструкции “Взыскать компенсацию за некачественную услугу”, которую подготовили наши юристы.


Претензия в химчистку за испорченную вещь

%%type:widget, id:return_service, name:order-quiz%%

Что можно требовать от химчистки, которая испортила вашу вещь:

  • бесплатно устранить недостатки;
  • уменьшить стоимость оказанной услуги (соответственно нанесенному ущербу);
  • возместить расходы по устранению недостатков вещи (и в случае, когда клиент занимается этим самостоятельно и тогда, когда привлекает третьих лиц);
  • полностью возместить убытки, связанные с недостатками оказанной услуги;
  • в случае полного или частичного повреждения вещи - заменить в трехдневный срок вашу вещь вещью аналогичного качества или при отсутствии таковой - возместить двукратную цену утраченной вещи, а также понесенные клиентом расходы (статья 35 Закона о защите прав потребителей).

Обязательно осматривайте вещь при получении, чем раньше вы обнаружите недостаток, тем проще будет потом доказать свою правоту и вернуть деньги. Так, может быть маленькое пятнышко вас в начале и не смущает, но кто знает, как оно поведет себя после первой домашней стирки. Поэтому, если вы чем-то недовольны, то просите составить акт о недостатках прямо в химчистке. Либо сразу пишите претензию.

Включите одно из вышеуказанных требований в вашу претензию. Если хотите получить двукратную цену вещи, которую испортили в химчистке, то помните, что указывается эта цена еще при заключении договора (например, в квитанции или в самом договоре). Если вы этого не сделали, то доказать стоимость вещи можно и другими способами (например, указав стоимость аналогичной вещи или предъявив ваш чек о покупке).

Претензию нужно писать в двух экземплярах, чтобы один из них отдать сотрудникам химчистки, а на другом попросить поставить подпись с датой принятия.

По закону заменить вещь на аналогичную или вернуть двукратную цену вещи и возместить расходы, понесенные потребителем химчистка должна в течение трех дней (пункт 1 статьи 35 Закона о защите прав потребителей). На соразмерное уменьшение покупной цены; возмещение расходов на исправление недостатков вещи потребителей или третьим лицом; возмещение убытков, причиненных в связи с недостатками оказанной услуги у химчистки есть 10 дней (статья 22 Закона о защите прав потребителей).

Если химчистка игнорирует вашу претензию (жалобу), то обращайтесь в суд с исковым заявлением. Кроме одного из требований, перечисленный выше, вы вправе дополнительно потребовать компенсацию морального вреда и неустойку.

Желаем успехов и только удачных походов в химчистку!

%%type:compensation, id:return_service%%

Помощь юриста
У вас индивидуальный случай? Юрист составит документы за вас и подаст их. Узнайте шансы на успех и задайте вопросы бесплатно.
Читайте другие статьи, у нас много интересного
Смотреть все
Наши партнеры
Тинькофф банк
Сбербанк
OZON