Чтобы получить страховое возмещение по полису каско от страховой компании, нужно сообщить о происшествии в страховую компанию, собрать и предоставить необходимые документы. После проверки страховая либо направит автомобиль на ремонт, либо произведет денежную выплату, в зависимости от условий полиса.
В этой статье мы разберём общие правила и порядок для получения выплаты.
Уже возникли вопросы или хотите уже получить квалифицированную помощь от юриста? В таком случае заполните заявку на получение бесплатной консультации от юриста
%%type:widget, id:document, name:quiz%%
Оглавление
- В каком случае можно получить выплату по каско?
- Процедура получения страхового возмещения
- Когда страховая может отказать в выплате по полису каско?
- А что на практике?
В каком случае можно получить выплату по каско?
Выплата по каско возможна в случаях, предусмотренных полисом, таких как ДТП, угон, повреждение автомобиля в результате стихийного бедствия или противоправных действий третьих лиц.
Но если обобщить, но в основном выплаты предусматриваются в следуюших случаях:
- повреждение или полная утрата части транспортного средства либо автомобиля в целом;
- дорожно-транспортное происшествие (ДТП);
- пожар или взрыв автомобиля;
- кража, угон или хищение транспортного средства;
- утрата товарной стоимости после ДТП и ремонта, вызванная ухудшением эксплуатационных характеристик и долговечности деталей;
- повреждение или поломка дополнительного оборудования, не подлежащая восстановлению в результате ДТП, пожара, стихийных бедствий, падения предметов, воздействия животных, а также кражи. Этот пункт действует при включении в страховой полис риска «Повреждение».
Страховые случаи по полису каско без ДТП:
- наезд водителя на препятствие, при котором не нанесен ущерб третьим лицам;
- повреждения, полученные без участия других транспортных средств, такие как прокол шин или разбитые стекла;
- нарушение целостности стеклянных элементов автомобиля по случайным причинам, например, из-за попадания дорожного покрытия в фары или лобовое стекло.
Процедура получения страхового возмещения
Пройдемся по порядку.
- Зафиксируйте страховой случай
Если это необходимо и позволяет ситуация, как, например, при ДТП, вызовите на место происшествия сотрудника ГИБДД в соответствии с ПДД. В случае других страховых событий пригласите соответствующие компетентные органы, такие как МВД или МЧС. При возможности сделайте фото- и видеозапись места происшествия и видимых повреждений автомобиля.
- Обратитесь к страховщику
Уведомьте страховщика или его представителя о наступлении страхового случая. Если договор предусматривает определённые сроки или способы уведомления, то соблюдайте указанные условия (п. 1 ст. 961 ГК РФ). Для оформления страхового случая страховщику потребуются следующие документы:
- документы, подтверждающие факт страхового случая (например, копии протокола об административном нарушении, постановления по делу, протокола с места происшествия или осмотра автомобиля представителем страховщика);
- копия свидетельства о регистрации транспортного средства;
- заявление на возмещение ущерба;
- страховой полис (абз. 2 п. 3 ст. 930 ГК РФ).
Стоит отметить, что закон не обязывает предоставлять все документы одновременно с уведомлением о страховом случае (п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2024 № 19). Мы также рекомендуем передавать страховщику копии документов, чтобы оригиналы остались у вас на случай возможного обращения в суд. Документы лучше передать под подпись представителю страховщика, а копии, которые остаются у вас, желательно заверить печатью. В случае отказа страховщика принять документы отправьте их заказным письмом с описью вложения.
- Передайте автомобиль страховщику для осмотра
Представитель страховой компании осмотрит ваш автомобиль и составит акт с перечнем видимых повреждений. Затем проведется осмотр для выявления скрытых дефектов, которые также включаются в акт. Если акт вас устраивает, подпишите его и ожидайте страхового возмещения, которое может быть в виде выплаты или ремонта, если это предусмотрено договором (п. 4 ст. 10 Закона от 27.11.1992 № 4015-1; п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 19).
Если договор предусматривает несколько способов возмещения, вы можете выбрать предпочтительный вариант. Если качество ремонта неудовлетворительное, вы вправе компенсировать затраты на исправление (п. 41, 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 19).
Закон не регулирует сроки направления и проведения ремонта, но страховщик должен их установить, учитывая реальное время на ремонт, наличие комплектующих и их поставку. Обычно ремонт занимает от 15 до 45 дней.
Если акт вас не устраивает, отразите это в соответствующей графе и подпишите его, после чего переходите к следующему этапу.
- Запросите документ с подтверждением суммы ущерба
Если страховщик отказывается предоставить документ с оценкой ущерба, направьте письменный запрос на его выдачу. Мы рекмоендуем отправить запрос по почте письмом с описью вложения.
- При заниженной сумме ущерба или отказе страховщика обратитесь к независимому оценщику
Сообщите страховщику дату и место осмотра независимым экспертом. Получив оценку, вы можете обратиться к страховщику с требованием пересмотреть сумму выплаты.
- Передайте страховой документы на выплату согласно заключению оценщика
Для получения возмещения предоставьте страховщику следующие документы:
- претензию на возмещение в пределах страховой суммы или компенсацию за ремонт;
- копии договора с оценщиком и его заключения;
- документ страховщика, подтверждающий сумму ущерба, либо копии запроса на его выдачу с квитанцией об отправке.
Документы передаются представителю страховщика под подпись. Также рекомендуется проставить печати на вашем экземпляре. В случае отказа страховщика принять документы отправьте их заказным письмом с описью вложения.
При этом если вы намеренно завысили сумму ущерба, излишне выплаченные средства могут быть взысканы с вас как необоснованное обогащение.
Если и вам требуется квалифицированная помощь от юриста в ситуации, когда страховая компания отказалась выплатить страховое возмещение, то будем рады вам помочь. Заполните заявку на получение бесплатной консультации от юриста, опишите кратко вашу ситуацию, а после с вами свяжется юрист в удобное для вас время.
%%type:widget, id:document, name:quiz%%
Когда страховая может отказать в выплате по полису каско?
Страховая компания может отказать в выплате по полису каско в следующих случаях:
-
Нарушение условий договора. Если страхователь не выполнил обязательства, указанные в договоре, например, не установил противоугонное устройство, предусмотренное полисом.
-
Управление автомобилем в состоянии опьянения. Если водитель находился под воздействием алкоголя или наркотических веществ в момент происшествия.
-
Управление лицом, не указанным в полисе. В правилах страхования может быть указано, что покрытие действует только при управлении автомобилем лицами, перечисленными в полисе. Следовательно, если за рулем окажется человек, не указанный в страховом полисе, страховой случай не будет считаться наступившим, и страховщик имеет законное право отказать в выплате страхового возмещения (п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020; п. 2 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017).
-
Нарушение ПДД. Серьезные нарушения ПДД, такие как проезд на красный свет или значительное превышение скорости, могут стать основанием для отказа в выплате.
-
Несвоевременное уведомление о страховом случае. Если страхователь не сообщил о происшествии в установленные договором сроки.
-
Предоставление недостоверной информации: сокрытие или искажение обстоятельств происшествия.
-
Умышленное причинение ущерба. Если будет доказано, что страхователь намеренно повредил автомобиль.
-
Использование автомобиля не по назначению: например, участие в гонках или использование в качестве такси без соответствующего согласования со страховщиком.
-
Отсутствие необходимых документов: непредоставление полного пакета документов, подтверждающих наступление страхового случая.
А как на практике?
Со страховыми случаями лучше заранее знакомьтесь в полисе. Иначе на практике водители стакливаются с различными отказами, и суды встаются на сторону страховых компаний.
Например, в одном из дел московский суд рассматривал спор, где страховая компания отказалась выплатить страховое возмещение при ДТП из-за того, что водитель использовал автомобиль в коммерческих целях – в качестве такси. Однако условиями полиса это было прямо запрещено (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 16.10.2019 по делу № 33-46212/2019).
Суд отметил, что водитель при заключении договора не сообщил страховой компании, что планирует использовать автомобиль для перевозки пассажиров, и в течение всего срока действия договора не подавал никаких заявлений о внесении изменений в условия страхования. Кроме того, истец не уведомил страховую компанию о наличии разрешения на таксомоторную деятельность, хотя эта информация важна для оценки страхового риска и вероятности наступления страхового случая.
Кроме того, суд критически оценил утверждение водителя о том, что автомобиль использовался исключительно в личных целях и не применялся как такси для коммерческой деятельности. Наличие действующего разрешения на таксомоторную деятельность и отсутствие уведомления об этом факте страховой компании уже само по себе является серьезным нарушением условий страхового договора.
Если и вам требуется квалифицированная помощь от юриста в ситуации, когда страховая компания отказалась выплатить страховое возмещение, то будем рады вам помочь. Заполните заявку на получение бесплатной консультации от юриста, опишите кратко вашу ситуацию, а после с вами свяжется юрист в удобное для вас время.
Ваш DestraLegal
%%type:compensation, id:document%%