Наверное, каждый житель России сталкивался с отключением горячей воды в летний период для проведения профилактики и ремонта.
Но что делать, если перебои с водоснабжением случаются также и в другое время, создавая проблемы и неудобства?
Конечно, защищать свои права всеми законными способами!
Водоснабжение и водоотведение является одним из основных направлений жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).
Предоставление жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) регулируется гражданским и жилищным законодательством, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также договором управления, заключенным с собственниками помещений многоквартирного дома. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354), СанПиНы и т.п. устанавливают требования к качеству и процедуре предоставления услуг (с учетом допустимых отклонений).
В частности, горячее и холодное водоснабжение должно быть обеспечено жильцам домов круглосуточно, за исключением случаев законных перерывов допустимой продолжительности, например, не более 4 часов единовременно или не более 14 суток в летний период для проведения ремонтных и профилактических работ (для горячего водоснабжения) и т.п. При этом давление в трубах, температура подаваемой горячей воды и ее состав, работа канализации также регламентируются и должны соблюдаться поставщиком услуг (управляющая компания, ресурсоснабжающая организация и т.д.). В случае нарушений жильцы вправе обратиться с претензией и потребовать произвести перерасчет размера платы за воду в сторону уменьшения. Кроме размера платы за услугу, предоставленную с отклонением от нормативов, жильцы также могут потребовать выплатить неустойку, убытки и компенсацию морального вреда. Для этого необходимо направить в адрес организации претензию, на которую она должна дать ответ в течение 3-х рабочих дней с даты получения: удовлетворить ее либо предоставить мотивированный отказ.
Однако перед обращением к поставщику услуг рекомендуется связаться с аварийной службой вашего города или муниципального образования с просьбой провести проверку и зафиксировать наличие нарушений в специальном акте. Это будет весомым аргументом, если требования, изложенные в претензии, не будут удовлетворены в добровольном порядке, и придется обращаться надзорные органы или защищать свои права в суде.
Если поставщик услуг не готов признать допущенные нарушения или попросту игнорирует обращение, то потребитель вправе направить жалобу в Роспотребнадзор, Жилищную инспекцию и Прокуратуру для инициирования проведения проверок. Так в отношении МУП «МПО Водоканал» г. Верхнего Уфалея возбуждено дело об административном правонарушении по ст.7.23 КоАП РФ («Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами»). Прокуратура города провела проверку по факту отключения водоснабжения в сентябре 2019 года, выявила нарушения, в связи с чем руководству организации внесены представления об устранении нарушений законодательства, ответственное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Также одновременно с подачей жалоб в указанные инстанции можно обратиться в суд или же не ждать проведения проверки, а направить исковое заявление сразу после получения отказа поставщика услуг удовлетворить претензию или в случае игнорирования обращения.
В настоящий момент согласно ст. 7.23 КоАП РФ административная ответственность установлена в размере штрафа на должностных лиц от 500 до 1 000 рублей; на юридических лиц – от 5 000 до 10 000 рублей.
В случае удовлетворения требований потребителя в судебном порядке, суд может взыскать с поставщика штраф в размере до 50% от суммы компенсации, возмещение судебных издержек и иным способом привлечь недобросовестную организацию к ответственности.
Более подробную информацию, рекомендации и пошаговый алгоритм по самостоятельной защите нарушенных прав можно получить в нашей инструкции "Некачественные коммунальные услуги".