Кто виноват
Виновника в этой ситуации может быть два:
-
застройщик
-
управляющая компания/ТСЖ/ТСН/кооператив — УК
Застройщик отвечает за качество крыши в течение гарантийного срока на дом. Этот срок составляет минимум 5 лет. Посмотреть, не установил ли ваш застройщик более длительный гарантийный срок на дом, можно в вашем договоре долевого участия. А если вы покупали квартиру на вторичном рынке и подозреваете, что дом еще может быть на гарантии, поинтересуйтесь о содержании ДДУ у предыдущего собственника. Если гарантия еще действует, у вас есть право обратиться к застройщику.
Если в течение 5 лет после передачи вам ключей от квартиры протекла крыша, вы можете обратиться к застройщику с претензией и требованием об устранении недостатков крыши, а также компенсировании вам стоимость ущерба, причиненного имуществу в результате протечки.
УК отвечает за качество крыши с момента ее избрания и до момента ее свержения. Если в период, когда вашим домом управляет УК, вы обнаружили течь в крыше, то можете обратиться в УК с заявлением и требованием о возмещении ущерба.
Уже есть вопрос для юриста? Мы будем рады проконсультировать вас и помочь с решением проблемы. Оставить заказ вы можете в форме «Взыскать ущерб с управляющей организации», ответив на пару вопросов и нажав «перейти к консультации».
Наверное, у вас возник вопрос, могут ли быть одновременно виноваты как УК, так и застройщик? И да, и нет. Застройщик отвечает за качество крыши, которую он построил. УК отвечает за текущее состояние крыши. Поэтому для определения виновника необходимо установить причину — почему течет крыша. Если крыша течет, потому что ее плохо построили, то в течение гарантийного срока — минимум 5 лет после получения ключей — ремонтировать крышу и возмещать ущерб вашей квартире должен застройщик. Если же причина протечки кроется в плохом обслуживании кровли, то виновной следует считать УК. Теоретически может возникнуть такая ситуация: зима, на крыше много снега, а стыки кровли сделаны плохо — так, что образовались щели, в которые этот самый снег набивается и проникает в незащищенные от влаги слои крыши. Поэтому потолок в квартире на последнем этаже частенько влажный. С одной стороны, застройщик что-то там не доделал, с другой — со своими обязанностям не справилась УК. Теоретически виноваты могут быть оба. Практически же помочь установить первопричину проблемы поможет экспертиза. Выводы эксперта, скорее всего, скажут, кто "виновнее" в такой ситуации.
В любом случае, закон тут на вашей стороне. Вы — потребитель, имеете протекшую крышу над головой и пострадавший ремонт, мебель, технику. А значит кто-то, да виноват в этом.
Что делать
Как мы уже писали выше, обратиться к виновнику. Получить претензию к застройщику, а также ознакомиться с каждым шагом на пути к возмещению ущерба можно с помощью юриста, оставив заказ форме Взыскать компенсацию по ДДУ с застройщика.
Мы пониманием, что положения закона довольно запутанны и сложны для понимания простого потребителя, поэтому спешим на помощь. Вы можете ответить на пару вопросов в нашей форме «Взыскать ущерб с управляющей организации» и нажать «перейти к консультации».
%%type:instruction, id:damage-housing-company%%
На что можно рассчитывать пострадавшему
Неважно, кто виноват, застройщик или УК, пострадавший может:
-
взыскать расходы на предстоящий ремонт
-
взыскать расходы на осуществленный ремонт
В первом случае придется обратиться к специалисту. Как минимум, к тому, кто делает ремонт: попросите смету. И вы, и виновник увидит, сколько будет стоить исправление подтеков и пострадавшего имущества в вашей квартире.
Можно не жить в испорченных бытовых условиях, не ждать компенсацию и сделать ремонт. В таком случае обязательно необходимо хранить все-все чеки, подтверждающие расходы. Они и будут являться доказательством суммы, которую вы будете требовать.
Очевидно, что текущая крыша сама себя не сделает, а поэтому, вполне обоснованно требовать у виновника произвести ремонт кровли. Напомним, что заставить застройщика отремонтировать крышу можно в течение гарантийного срока (минимум — 5 лет), а управляющую компанию — в течение срока ее работы в вашем доме.
А что, если мирно договориться не получается?
Если виновник откажется добровольно платить вам компенсацию, тогда придется обращаться с иском в суд. Если у вас на руках все подтверждающие расходы документы, то это совсем несложно, и можно даже обойтись без юриста. Только не забудьте в таком случае попросить компенсировать вам моральный вред, а также выплатить неустойку.
Суды часто встают на сторону потребителя, поэтому не стоит бояться идти в суд.
О размерах неустойки, а также подробно о том, как юридически грамотно взаимодействовать с застройщиком мы рассказываем тут.