Представьте, вы запланировали свадебное путешествие, купили тур на Кубу. Но большинство чартеров на «остров свободы» вылетают из Москвы и Санкт-Петербурга, а вы живете в Новосибирске. Не проблема, между Москвой и Новосибирском достаточно регулярных рейсов – можно выбрать подходящий для стыковки. И вот настает день долгожданной поездки, и вдруг вы получаете сообщение от авиакомпании, что рейс задерживается на 2 часа. Неприятно, но не беда – вы специально выбирали рейс с запасом по времени, чтобы гарантировано успеть на свой чартер. Вы приезжаете в аэропорт, и тут оказывается, что вылет задерживается еще на неопределенное время. Опоздание на рейс из Москвы неизбежно, но вы все же вылетаете из Новосибирска своим опоздавшим рейсом в надежде купить новые билеты и таки провести на Кубе свой «медовый месяц». В итоге оказывается, что из-за задержки рейса вы потеряли один день тура и заплатили кругленькую сумму за новые билеты. И тут возникает вопрос, должна ли авиакомпания, допустившая задержку рейса, возместить вам убытки, уплатить неустойку и (или) компенсировать моральный ущерб.
%%type:widget, id:flight_delay, name:quiz%%
Оглавление
- Компенсация за задержку рейса
- Что делать, если рейс задержан
- Как взыскать убытки за задержку рейса
- Можно ли взыскать неустойку за задержку рейса
- Можно ли требовать компенсации морального вреда при задержке рейса
- Как получить компенсацию за задержку рейса
Компенсация за задержку рейса
Более или менее однозначно можно утверждать, что в случае задержки рейса пассажир вправе вернуть билеты. Такой возврат по закону (п. 2 ст. 108 Воздушного Кодекса РФ) является вынужденным и дает пассажиру право получить назад полную стоимость билетов, независимо от того куплены они по «возвратному» или «невозвратному» тарифу. Чтобы грамотно подготовить претензию в авиакомпанию, загляните в инструкцию «Получить компенсацию за задержку рейса», которую подготовили наши юристы.
Важно! Причина задержки или отмены рейса не имеет значения. Стоимость билета должна быть возвращена, даже если рейс был задержан вследствие обстоятельств, независящих от авиакомпании (нелетная погода, техническая неисправность воздушного судна и т.п.).
Однако иногда, даже в самых, казалось бы, очевидных случаях, суды неохотно идут на удовлетворение требований пассажиров.
Пример из судебной практики
В 2018 году семья с тремя малолетними детьми приобрела тур, включающий перелет по маршруту Уфа-Сочи-Уфа. В процессе взлета в аэропорту г. Уфы произошел пожар двигателя самолета, после чего экипаж выполнил экстренную посадку на аэродроме вылета. После инцидента пассажирам было предложено резервное воздушное судно для совершения полета. Однако родители, которые испытали огромный стресс от полета с тремя маленькими детьми в горящем самолете, от полета отказались.
Суды в нескольких инстанциях сочли, что отказ семьи от полета был добровольным, так как ничто не мешало им воспользоваться предложенным резервным судном, и отказали даже в возврате стоимости билетов, не говоря уже о возмещении убытков и компенсации морального вреда. И лишь Верховный суд РФ обратил внимание, что суды не учли совокупность обстоятельств, послуживших причиной отказа от продолжения полета на резервном воздушном судне: серьезный авиационный инцидент, видимый пожар двигателя, аварийная посадка и аварийная эвакуация пассажиров, а также представленные истцами заключения невролога о наличии у детей стресса и его последствиях. Кроме того, судами не было принято во внимание, что авиаперевозчик сделал на билетах отметки о вынужденном характере их возврата, что, безусловно, дает право, на возврат стоимости билетов (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2020 N 49-КГ20-7-К6).
Информационные обязанности авиаперевозчика
В соответствии с п. 1 ст. 106 Воздушного Кодекса РФ перевозчик обязан обеспечить пассажиров точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.
Регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием полетов, которое публикуется в Интернете, а чартерные рейсы - в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок.
Авиаперевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом (по телефону, по электронной почте, путем СМС-оповещения). Кроме того, информация о задержке рейса, а также о причинах задержки должна доводиться до сведения пассажиров в аэропорту посредством аудио-оповещения и в визуальной форме (на табло вылетов).
Что делать, если рейс задержан
Если после того, как рейс был задержан, вы не передумали лететь и не отказались от билетов, авиаперевозчик обязан бесплатно обеспечить вам следующие услуги:
- в любом случае - предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет;
- при ожидании отправления рейса более 2-х часов: обеспечить прохладительными напитками и возможностью сделать два телефонных звонка или отправить два сообщения по электронной почте;
- при ожидании отправления рейса более 4-х часов: обеспечить горячим питанием (и далее каждые 6 часов - в дневное время и каждые 8 часов - в ночное время);
- при ожидании отправления рейса более 8 часов в дневное время и более 6 часов в ночное время: разместить в гостинице, а также доставить транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно;
- организовать хранение багажа.
Обратите внимание: время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете.
Как взыскать убытки за задержку рейса
%%type:instruction, id:flight_delay%%
В соответствии с п. 1 ст. 793 Гражданского кодекса РФ перевозчик несет ответственность перед пассажиром в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих обязательств по перевозке.
Однако возместить убытки в связи с задержкой рейса не просто. Дело в том, что Правила воздушных перевозок (п. 76) дают авиаперевозчику право задержать рейс, если этого требуют условия безопасности полетов и (или) авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов.
Очевидно, что любой случай задержки рейса авиакомпании объясняют требованиями безопасности полетов – либо метеоусловия не те, либо обнаружена техническая неисправность самолета.
Кроме того, авиакомпании, а за ними и суды апеллируют к тому, что законодатель установил обязанность перевозчиков обеспечивать стыковку рейсов только в случаях выполнения перевозки по единому перевозочному документу. Поэтому, приобретая авиабилеты на рейсы по разным перевозочным документам, пассажир принимает на себя ответственность и риски, связанные с возможным опозданием на рейс, который он самостоятельно выбрал и состыковал.
Молодоженам (из приведенного в начале статьи примера) вряд ли удастся взыскать с авиакомпании часть стоимости тура и расходы на покупку новых билетов. Хотя шанс все-таки есть. В этой связи стоит обратить внимание на решение Верховного суда Республики Татарстан от 14.05.2015 по делу № 33-6809/2015, в котором было признано, что неисправность воздушного судна не может быть отнесена к обстоятельствам непреодолимой силы, вследствие которых перевозчик освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
Можно ли взыскать неустойку за задержку рейса
Закон о защите прав потребителей (ЗоЗПП) предусматривает, что в случае нарушения установленных сроков оказания услуги исполнитель уплачивает потребителю за каждый час (если срок определен в часах) просрочки неустойку в размере 3% от цены оказания услуги. Неустойка за нарушение сроков начала оказания услуги взыскивается за каждый час просрочки вплоть до начала оказания услуги.
Но не всё так просто. В 2012 году Верховый суд РФ разъяснил, что, если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются специальными законами, то к отношениям, возникающим из таких договоров, ЗоЗПП применяется в части, не урегулированной специальными законами (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).
Отношения в области авиаперевозок регулируются Воздушным Кодексом РФ, которым предусмотрено, что за задержку рейса перевозчик уплачивает штраф в размере 25 % минимального размера оплаты труда (МРОТ) за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 120 Воздушного Кодекса РФ).
Тут нужно учитывать, что, во-первых, МРОТ для целей расчета штрафов составляет 100 рублей, поэтому за 1 час задержки рейса вы теоретически можете получить целых 25 рублей неустойки. Во-вторых, это положение предусматривает еще больше оснований для освобождения от уплаты неустойки, чем норма о праве задержать отправление рейса.
И тем не менее, суды при рассмотрении требований о неустойке применяют именно Воздушный Кодекс и отказывают в удовлетворении требований о взыскании с авиакомпаний неустойки за задержку рейса.
Позитивный момент состоит в том, что к авиаперевозке применяется положение ЗоЗПП о взыскании штрафа за отказ в добровольном удовлетворении законных требований потребителя в размере 50% от присужденной в пользу заявителя суммы (п. 6 ст. 13). Однако, учитывая ограниченные возможности по взысканию убытков и неустойки, на практике это может помочь только в случае, если авиакомпания незаконно отказывает в возврате стоимости билетов.
Можно ли требовать компенсации морального вреда при задержке рейса
С компенсацией морального вреда дела также обстоят сложно. Дело в том, что по ЗоЗПП (ст. 15) условием взыскания морального вреда является вина исполнителя (в данном случае авиаперевозчика). Однако, как уже было сказано, наличие вины перевозчиков признается лишь в исключительных случаях. В большинстве же дел суд соглашается с доводом о том, что задержка произошла вследствие обстоятельств, не зависящих от авиакомпании, следовательно, ее вина отсутствует.
Как получить компенсацию за задержку рейса
%%type:instruction, id:flight_delay%%
Законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров из договоров перевозки (в том числе авиаперевозки). Другими словами, вы не можете сразу обратиться в суд с требованиями о возврате стоимости билетов, возмещении убытков и т.д. Сначала нужно направить досудебную претензию.
Претензия к перевозчику должна быть предъявлена пассажиром в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по его усмотрению.
Срок предъявления претензии составляет 6 месяцев. Претензия должна быть рассмотрена авиакомпанией в течение 30 дней с момента ее поступления. По результатам рассмотрения пассажиру должно быть направлено решение о ее удовлетворении или отклонении.
Важно! Необходимо сохранить доказательства предъявления претензии авиакомпании (второй экземпляр претензии с отметкой о ее вручении или расписку о вручении), чтобы потом, при необходимости, предъявить их в суде.
Подробнее о том, как составить претензию, читайте в нашей инструкции «Получить компенсацию за задержку рейса».
%%type:widget, id:flight_delay, name:quiz%%
Желаем приятных и безопасных полетов и удачи!
%%type:compensation, id:flight_delay%%